Стоимость авиационного топлива марки JET A-1 в условиях падения цен на нефть и ограничения гражданских авиаперевозок в Украине и Европе, опустилась до минимальных за последние как минимум 15 лет – $215-220/т. Об этом сообщили трейдеры, занимающиеся поставками топлива для украинских авиакомпаний.
Последние годы, вплоть до начала марта, котировки JET в портах Северо-Западной Европы были в среднем на 3-4% (на $20/т) выше котировок дизельного топлива. После 6 марта котировки ДТ и РТ из-за обвала цен на нефть снижались пропорционально, но с 13 марта, по мере введения европейскими странами ограничений на авиасообщение, цены РТ резко пошли вниз.
18 марта по словам трейдеров, цена JET A-1 в Северо-Западной Европе была уже на 20% (на $50/т) ниже цены дизтоплива.
Авиасообщение в Украине ограничено с 17 марта. Кременчугский НПЗ, который в 2019 г. занимал 45% украинского рынка авиакеросина и практически весь свой ресурс направлял в Борисполь для компании МАУ, сейчас активно ищет покупателей своего ресурса, параллельно пересматривая производственные планы и меняя технологическую схему в пользу выпуска ДТ.
“Мажейкяйский НПЗ сейчас готов отгрузить вообще любые объемы на фоне всеобщего снижения авиарейсов в Европе. В Hellenic Petroleum готовы отдавать с большим дисконтом, чуть ли не в минус себе – только берите”, – заявил представитель одной из украинских компаний-импортеров.
В условиях закрытых границ и запрета на внутреннее авиасообщение единственным крупным потребителем авиакеросина остается Министерство обороны (в 2019 г. Вооруженные силы закупили 40 тыс. т авиатоплива при балансе рынка 483 тыс. т). 17 марта Минобороны провело очередной тендер на 10 тыс. т, где победителями стали “Альянс Энерго Трейд” и компания из орбиты “Трейд Коммодити”.
Российское агентство Financian One со ссылкой на данные Reuters сообщило, что после обвала мировых котировок в РФ существенно возрос интерес к авиакеросину со стороны изготовителей суррогатного дизельного топлива (смеси авиакеросина и базового масла). “По сегодняшним оптовым ценам на НПЗ РФ этот “коктейль” обойдется в менее 35000 руб./т при текущей цене дизтоплива в среднем 45000 руб./т”, – отмечает издание.
В Украине с 1 января 2019 г. ужесточен контроль над использованием авиационного керосина через систему налоговых векселей. Эта система была введена в конце 2018 г. с целью борьбы с нецелевым использованием керосина, который массово добавлялся в дизельное топливо, что позволяло недобросовестным компаниям за счет семикратной разницы в акцизном налоге на керосин и ДТ минимизировать налоговые обязательства.
В 2019 г. объем рынка авиационного топлива составил 483 тыс. т, за два месяца 2020 г. – 57,8 тыс. т. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)