Региональные таможенные органы вопреки рекомендациям Государственной таможенной службы со 2 июня останавливают все партии базового масла для отбора проб, сообщил глава компании GT Group Владислав Колодяжный. По состоянию на 11 июня шесть вагонов-цистерн с базовым маслом компании GT Group заблокированы на таможенных постах в Коростене, Фастове и Харькове. Простои достигают уже 9 дней.
В компании отметили, что решения по остановке грузов принимаются, по сути, в ручном режиме и в большинстве случаев по согласованию с центральным аппаратом Таможенной службы.
По оценкам GT Group, только за этот период убытки на одной тонне масла уже составили порядка 600 грн. Это затраты на маневровую работу тепловозов, которые отцепляют вагон от ж/д-состава и переводят его на бесконтактный путь, плата за сверхнормативное использование вагонов, которые в подавляющем количестве случаев иностранные, хранение груза, его охрану и прочее. При этом процесс отбора проб затягивается на всех возможных этапах – от организации выезда до физического обора проб с самой цистерны.
Никак не организован и процесс передачи проб в лаборатории и в отдельных случаях ситуация доходит до абсурда и откровенного затягивания времени, добавил глава GT Group.
Например, 2 июня партия базового масла SN-150 производства ОАО “Нафтан” прибыла на таможенный пост в Коростене (Житомирская обл.). На следующий день были отобраны пробы, еще через день, 4 июня, образцы при помощи одной из курьерских служб направлены в центральную лабораторию в Киев, но туда так и не дошли.
“Спустя 7 дней нам удалось отследить, что же с этими пробами произошло. Курьерская служба сообщила, что лаборатория отказалась их принимать. То есть один госорган – таможня в Коростене – направил их другому госоргану, а он отказался принимать. Все это время вагон простаивает на таможне”, – отметили в компании.
В Фастове (Киевская обл.) 5 июня были отобраны пробы, но в тот же день таможенный инспектор отказался везти образцы в лабораторию, объясняя это “коротким рабочим днем”. “Потом стало известно, что поскольку это Киевская область, образцы должны доставляться в лабораторию самими инспекторами, но у них в неделю только три рабочих дня. Получается, 10 июня мы сами своим транспортом отвезли инспектора в Киев, чтобы он передал эти образцы”, – сообщили в компании.
При этом согласно закону таможенные органы имеют право проводить анализ проб в течение до 30 дней, а в случае необходимости – продлевать этот срок еще на 15 дней. Ситуация усугубляется тем, что в стране ограниченное количество лабораторий, по мере роста количества отобранных образцов нагрузка на них резко возросла.
В GT Group сообщили также, что таможенные органы останавливают для отбора проб даже абсолютно идентичные партии масел, которые были отправлены с одного завода, по одному контракту и по которым уже проводился отбор проб и есть вывод лаборатории.
C 23 мая вступил силу закон №466-IX, товарный код 2710 19 99 00, по которому в прошлом году в Украину импортировано 90% всех масел (около 145 тыс. т), отнесен в перечень подакцизных товаров c оговоркой, что если физико-химические характеристики этого кода соответствуют дизельному топливу. Изменения в закон прописаны таким образом, что при поступлении на таможенную территорию индустриальных или базовых масел груз будет проходить лабораторные испытания для подтверждения, что масла не являются дизельным топливом или смесями на его основе. Это уже создало дополнительные коррупционные риски и привело к простоям масел на границе, как следствие, к убыткам поставщиков.
Этот закон парализовал работу украинских производителей масел. 3 июня выпуск продукции приостановил крупнейший производитель масел предприятие AZMOL (Бердянск, Запорожская обл.). По состоянию на 10 июня работа предприятий так и не была восстановлена.
По словам Даниила Гетманцева (автора закона), эти изменения приняты для борьбы с возможной поставкой дизтоплива под видом масел. Однако на данный момент неизвестны доказанные таможней случаи подобных злоупотреблений. Есть основания считать, что базовые масла добавляются в дизтопливо для снижения его себестоимости, однако данная практика не имеет широкого распространения и может пресекаться надлежащей работой со стороны налоговой службы. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)