В 2020 г. объем потребления минеральной теплоизоляции вырос на 3% по сравнению с прошлым годом. Падение в период весеннего локдауна компенсировал высокий спрос второй половины года. В денежном выражении сегмент минеральной ваты увеличился на 2% и достиг 49 млрд. руб.
По словам Василия Ткачева, руководителя направления “Минеральная изоляция” “ТЕХНОНИКОЛЬ”, после отмены весенних ограничений потребление строительных, в том числе теплоизоляционных материалов быстро восстановилось. “Падающий доллар и рекордно низкая ипотечная ставка стимулировали спрос на недвижимость. Это заставило девелоперов, получивших дополнительные средства на эскроу-счета, оперативно достраивать начатые жилые объекты и выводить новые. Кроме того, продолжилось активное возведение коммерческой недвижимости: производственных и логистических комплексов. Такой масштабный объем работ вызвал значительный рост спроса, а затем и дефицит теплоизоляционных материалов”, – отметил эксперт.
При этом объем производства минеральной изоляции, по данным Росстата, за 10 месяцев 2020 г. уменьшился на 2,6% по сравнению с тем же периодом 2019 г. Выпуск каменной ваты вырос на 0,04%, стекловолокна – снизился на 8,3%. В итоге доля продукции из каменной ваты составила 70%, стекловаты – 30%. Общий объем изготовленного в России минерального утеплителя Росстат оценивает в 43,5 млн. куб. м.
“Дефицит, появившийся во второй половине года, – временное явление, связанное с наложением друг на друга нескольких факторов (отложенный спрос, который сформировался в период закрытия строек и торговых точек, отсутствие товарных накоплений на складах, всплеск активности на строительном рынке и т. д.). В целом сегмент теплоизоляционных материалов остается профицитным, в 2021 г. мы ожидаем незначительную динамику роста в пределах 1-2%. Уже сегодня те регионы, где строительный сезон завершился (Сибирь, Дальний Восток и часть регионов Урала), стали бездефицитными”, – комментирует Елена Кузнецова, директор по маркетингу направления “Минеральная изоляция” “ТЕХНОНИКОЛЬ”.
Дальнейший рост промышленного и гражданского строительства и потребления стройматериалов будет тормозить сокращение инвестиций в основной капитал. По данным Минэкономразвития, в 2020 г. оно оценивается в 6,6%, а восстановление до докризисного уровня произойдет не ранее 2022 г. Продажи в розничном сегменте сдерживаются снижением реальных доходов населения. В 2020 г. оно составило 3%. В целом ведомство прогнозирует возвращение экономики к показателям 2019 г. не ранее 3 квартала 2021 г.
Среди регионов лидерами потребления минеральной ваты в 2020 г. стали Сибирский и Уральский федеральные округа. Здесь рост, вызванный активным строительством в сегменте ПГС и завершением ранее начатых объектов, составил порядка 4%. Падение на Дальнем Востоке, в Москве и Северо-Западном округе оценивается в 1%, 3% и 1% соответственно. Его спровоцировала остановка строек во время первой волны пандемии.
Активность на строительном рынке стимулировали меры господдержки: финансирование программ реновации и обеспечения жильем военных, строительство социальной инфраструктуры, в том числе коронавирусных госпиталей. В значительной степени объем продаж каменной ваты сохранился благодаря росту потребления в сегменте промышленного и гражданского строительства (ПГС). Наибольшим спросом пользовались сэндвич-панели и материалы для теплоизоляции фасадов.
Импортные поставки теплоизоляции в 2020 г, продолжили сокращаться. За 9 месяцев падение составило 54% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Причиной стало, с одной стороны, закрытие границ, с другой – снижение потребности России в специализированных продуктах (для судостроения и технической изоляции), которые в основном завозятся из-за рубежа. Экспорт также демонстрировал отрицательную динамику – минус 14% за тот же период в связи с объявлением общеевропейского локдауна и закрытия строек и магазинов в странах ЕС. (INFOLine/Advis/Химия Украины и мира)