С приходом весны активизировались автомобилисты, поэтому импорт сжиженного газа пошел в рост, а этот товар у нас почти наполовину идет из России.
Сжиженный газ: начало нового сезона. Импорт сжиженного газа за 28 дней марта увеличился на 10% по сравнению с аналогичным периодом февраля и составил 119,1 тыс. т, сообщила Консалтинговая группа “А-95”. При этом поставки из России выросли на 19% до 55 тыс. т, из Казахстана – на 5% до 40 тыс. т, однако из Беларуси сократились на 10%.
Объемы закупок сжиженного газа из-за границы увеличиваются второй месяц подряд – в феврале импорт вырос на 6,4% по сравнению с январем – до 108,4 тыс. т. Причина проста: сжиженный нефтяной газ (сжиженный углеводородный газ, СУГ, LPG) – это сезонный продукт, его потребление начинает расти весной, становится максимальным летом и осенью снижается, при этом минимум обычно приходится на январь-февраль, пояснил директор специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев. При этом СУГ отличается от бензина, сезонное изменение потребления которого составляет не более 5%.
Импортозависимое топливо. В случае со сжиженным газом наблюдается такая же ситуации с зависимостью украинского рынка от импорта, как и с бензинами и дизельным топливом. При этом производство LPG за 2009-2019 гг. в Украине сократилось с 733 тыс. т до 400 тыс. т, что связано с сокращением добычи нефти и газового конденсата. А вот импорт вырос с 99 тыс. до 1466 тыс. т в год.
По итогам 2019 г. структура импорта сжиженного газа выглядит так: 46% ресурса поставляется из России, 26% – из Беларуси, 20% – из Казахстана. Хотя еще за три года до этого на долю РФ приходились 73%, на Беларусь – 22,5%. Если же говорить о минувшем годе, то распределение рынка потребления СУГ в Украине выглядит следующим образом: газ собственного производства занял 21% рынка, импорт из России – 34%, из Беларуси – 23%, из Казахстана – 15%, из других стран – 7%.
И хотя диверсификация поставок СУГ происходит постоянно (в 2010 г. импорт осуществлялся из 5 стран, в 2019 г. – из 15), уйти от зависимости от российских поставок не удастся, поскольку именно там находится основная ближайшая к Украине добыча нефти и газового конденсата. При этом также нужно учитывать, что основной способ доставки сжиженного газа в Украину – перевозки по железной дороге, на долю которых в 2019 г. приходились 76,5% поставок, тогда как на автомобильный транспорт приходились 20%, на морские пути – 3,5%. И канал завоза по морю имеет ограничение по пропускной способности – 15-16 тыс. т в месяц. Поэтому от поставок СУГ из России Украина будет зависеть еще долгое время. Кстати, в разбивке по марту больше всего СУГ в Украину поставляли “Роснефть” (32 тыс. т), Иркутская нефтяная компания (3,2 тыс. т), “Сургутнефтегаз” (2,3 тыс. т) и “Газпром” (1,1 тыс. т).
Растет вместе с бензином. Средняя розничная цена на автомобильный газ в Украине в этом году стабильно растет – с 12,36 грн. по состоянию на 14 января и до 15,78 грн. на 30 марта. Цены на сжиженный газ увеличиваются точно так же, как и на остальные нефтепродукты, и примерно одинаковыми темпами с бензином. Причина подорожания ресурса – рост цен на границе. “Производители реагируют на мировые тенденции. Сжиженный нефтяной газ производится точно так же, как и бензин, из нефти или природного газа. Нефть и природный газ в последние месяца дорожали, поэтому дорожает и сжиженный нефтяной газ”, – пояснил Геннадий Рябцев.
Главный “бензин” страны. За последние 10 лет сжиженный углеводородный газ в Украине вошел в тройку главных видов автомобильного топлива наряду с бензинами и дизелем (ДТ). С 2000 г. по 2018 г. объем украинского рынка LPG вырос в шесть раз, тогда как объем рынка бензинов снизился на 52%, а ДТ увеличился на 33%. При этом, по данным Украинской ассоциации сжиженного газа, в 2019 г. в структуре потребления топлива украинским рынком LPG впервые обогнал бензин – 17,6% против 16,7%.
Такой популярности LPG обязан тем, что его можно использовать в качестве автомобильного топлива в бензиновых двигателях без внесения существенных конструкторских изменений: стоимость установки газобалонного оборудования (ГБО) постоянно снижается, а качество возрастает. Кроме того, количество заправок, на которых можно “задуть” газ в авто, растет.
Но первопричина роста популярности газа, который “откусил” долю рынка у бензина, кроется в его дешевизне. Например, если в 2015 г. на одну зарплату украинец мог купить 215 л бензина А-95 или 420 л LPG, то в 2019 г. – 362 л бензина А-95 или 855 л газа. То есть увеличение по бензину составило 1,7 раза, по газу – более чем вдвое.
И соотношение цен постоянно улучшается в пользу сжиженного LPG: если в 2015 г. стоимость литра газа составляла 51,3% от цены литра бензина, то в 2019 г. – 42,4%. Поэтому даже с учетом затрат на установку ГБО и повышенного на 20% по сравнению с литражом бензина расхода на 100 км пробега использование LPG становится способом существенно сократить бюджет на эксплуатацию автомобиля.
Еще один фактор (хотя и очень незначительный) – существование налоговых льгот: при установке ГБО на автомобиль можно компенсировать часть затрат за счет возврата части налога на доходы физических лиц.
В итоге использование газа в автомобилях в Украине за 10 лет (с 2009 г. по 2019 г.) значительно выросло – в 2,2 раза до 13,9 млн. авто. (dsnews.ua/Укррудпром/Химия Украины и мира)