Saudi Aramco активизирует усилия по продвижению инициатив в области водородных технологий и инвестиций, направленных на сокращение выбросов углерода. На этот шаг саудовский нефтяной гигант решился после беспрецедентного давления инвесторов-экологов на Big Oil, передает hellenicshippingnews.
“Водород – это реальность”, – заявил технический директор Saudi Aramco Ахмад аль-Ховейтер после презентаций, посвященных инициативам нефтяного гиганта в новой энергетической области. “Сегодня мы демонстрируем, что технологии использования водорода являются зрелыми и коммерчески доступными… И мы видим в этом своего рода переломный момент на рынке водорода”, – добавил аль-Ховейтер.
Крупнейшая в мире нефтяная компания не сообщила подробностей о планах новых инвестиций в водород. Вместо этого руководители Aramco изложили свое видение будущего с низким уровнем выбросов углерода, когда водород можно будет масштабно использовать до конца десятилетия.
Эксперты в области энергетики считают водород одним из основных факторов, которые могут изменить правила игры. Так, Министерство энергетики США заявляет, что водород “может доставлять или хранить огромное количество энергии и использоваться в топливных элементах для выработки электроэнергии или электроэнергии и тепла”.
Описанный Международным энергетическим агентством (МЭА) как “универсальный энергоноситель”, водород используется для самых разных целей в таких секторах, как промышленность и транспорт. Однако в настоящее время большая часть водорода производится из ископаемого топливо, а производство более чистого водорода из возобновляемых источников обходится дороже.
Aramco прогнозирует, что в ближайшие годы ситуация изменится.
Водородный рывок Aramco произошел после того, как в прошлом месяце входящие в Big Oil компании получили тройной климатический удар. Инвесторы-активисты успешно провели кампанию по выборам в совет директоров ExxonMobil, мятежные акционеры Chevron продвигали планы по сокращению выбросов, а суд в Нидерландах обязал Royal Dutch Shell к концу 2030 г. сократить выбросы CO2 почти в два раза.
Неординарные события в трех крупнейших мировых энергетических компаниях заставили Aramco показать, что она способна решить проблему изменения климата, обеспечивая при этом огромную часть растущих мировых потребностей в энергии и продвигая план экономических преобразований Саудовской Аравии.
“У нас самые низкие выбросы углеводородов, – сказал аль-Ховейтер. – У нас есть возможность улавливать CO2 и, следовательно, стабильно поставлять безуглеродный водород по разумной цене”.
Действительно, по данным S&P Global Platts, нефть, добываемая Saudi Aramco в Саудовской Аравии, имеет один из самых низких показателей углеродоемкости среди крупных международных производителей. Это во многом обусловлено простым доступом к запасам нефти и низкими объемами сжигания попутного нефтяного газа в процессе добычи.
“Эти инвестиционные решения требуют нескольких лет капитальных вложений, затем строительства и, наконец, запуска, – сказал представитель Aramco. – Итак, мы говорим о сроках от пяти до семи лет, прежде чем может быть реализован крупный глобальный проект мирового масштаба”.
Водород рассматривается как ключевой источник топлива для устойчивого развития энергетики будущего, поскольку он не выделяет парниковых газов при сжигании. Однако не весь водород одинаков, и его внедрение сталкивается с различными проблемами, включая логистику транспортировки, стоимость производства и различные нормативные препятствия.
По данным МЭА, большая часть водорода производится в промышленных объемах из природного газа, что сопровождается значительными выбросами углерода. Такой водород называют “серым”.
Самая чистая и самая дорогая форма – “зеленый” водород, который вырабатывается из воды с помощью возобновляемых источников энергии, не имеющих углеродных выбросов.
Aramco фокусируется на так называемом “голубом” водороде – методе производства, в котором используется природный газ, но при этом углеводородные выбросы улавливаются, хранятся или используются повторно. Aramco считает, что спрос на “голубой” водород в ближайшие десятилетия значительно вырастет из-за более низкой стоимости его производства. По оценкам МЭА, к 2050 г. мировой спрос на водород достигнет 18 млн. барр. нефтяного эквивалента в сутки.
Тем не менее, недавнее заявление высокопоставленного представителя энергетики Саудовской Аравии предполагает, что ископаемое топливо будет по-прежнему доминировать в портфеле Aramco. В начале июня министры энергетики России и Саудовской Аравии отвергли призывы МЭА прекратить инвестиции в разработку нефти и газа, назвав план агентства по нулевым выбросам к 2050 г. “нереалистичным”.
Крупные финансовые институции уже видят значительные инвестиционные возможности в водородной сфере.
Bank of America прогнозирует, что к 2050 г. на водород будет приходиться 25% всего спроса на нефть. Инвестиционный банк Berenberg видит шесть ключевых акций, которые можно купить в секторе “зеленого” водорода, чтобы заработать на растущем секторе. Morgan Stanley также недавно обратил внимание на два типа водородных акций, которые, по словам аналитиков, могут “превзойти шумиху” вокруг зарождающейся технологии.
Более 50% мировой добычи нефти приходится на транспортный сектор. Поэтому ряд стран наметил планы по декарбонизации автомобильного транспорта. Так, Соединенные Штаты к 2025 г. намерены повысить долю транспортных средств с нулевым уровнем выбросов до 15%. Китай нацелен на 20%-ный выпуск автомобилей на новых источниках энергии к 2025 г., в то время как Франция и Великобритания ожидают, что производство новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания будет полностью прекращено к 2040 г. и 2050 г. соответственно.
Последним оснащенным двигателем внутреннего сгорания (ДВС) автомобилем марки Audi станет следующее поколение полноразмерного кроссовера Audi Q8. Его представят в 2026 г. К 2042 г. компания полностью перейдет на электромобили. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)