Снова в эфире слово “война”. По телеку разговоры, будет не будет, выстоим не выстоим, мол, уже семь лет воюем, чему-то научились и нас так просто не одолеть. Не знаю всех аспектов, могу компетентно говорить об одном – топливном. И вот здесь могу вас заверить – все очень плохо и очень грустно. Такое ощущение, что эти семь трудных лет чиновников и политиков не научили ничему.
Знаете, сколько Минобороны закупило топлива в этом году? 30 тыс. т или 30% от уровня прошлого года. Закупок арктической марки вообще не производилось. Авиакеросина куплен 71% от уровня прошлого года. Масел закуплено чуть больше половины от прошлогоднего уровня (700 т против 1200). Много это или мало? Прикиньте сами, если легковой автомобиль в год требует в среднем 10 кг. А сколько нужно танку, КРАЗу? Притом что новой техники не так много, а старая потребляет в разы больше.
Я не могу понять, почему генералитет так и не научился делать элементарное – закупать топливо. Это не питание, не одежда, не вооружение с их массой спецификаций и нюансов. В топливе все стандартизировано, есть рыночные маркеры, мировые котировки, понимание графика потребления. Сколько было скандалов, сколько набито шишек, но не идет наука впрок военным…
Но это только вершина пирамиды халатности и непрофессионализма. На днях Минобороны объявило тендер на 54 тыс. т дизтоплива, заявки принимают до 30 ноября. Но даже если тендер состоится (а это не факт) и если трейдеры изыщут такой объем (никто на рынке не сидит с таким огромным объемом и не ждет, пока генералы созреют закупать), абсолютно непонятно, когда топливо приедет на армейские склады. Железная дорога – это просто беспросветная боль.
По многочисленным свидетельствам трейдеров, грузы в пределах одной области едут неделями. По Украине – более месяца. На Западной Украине самая жесть – все стекается в Ровно, откуда неделями не вывозится. В ноябре из-за невозврата порожняка из Украины был сорван график поставок топлива всех марок. По данным белорусов, на 23 ноября в Украине застряло более 2850 цистерн – это более 140 тыс. т нефтепродуктов, что больше годового потребления армии. Этого вы не услышите от менеджеров “Укрзализныци”, они постят в соцсетях фоточки и видосики исключительно о своих мега-успехах.
Из-за проблем с ж/д и срыва белорусских и российских поставок, а также произошедшего пожара на Кременчугском НПЗ (это жизнь) образовался дефицит на оптовом рынке и цена выросла на 2 грн./л. И если ситуация на УЗ не выровняется, сама “железка” и плюс армия будут вынуждены закупать топливо с этой экстра-премией. Кроме того, трейдеры обязательно включат в цену и повышенные риски за счет проволочек в доставке, а санкции Минобороны в контрактах весьма жесткие.
Но и это еще не все. В основании проблемы нефтепродуктообеспечения лежит сохраняющаяся зависимость Украины от импорта, в частности от российских и белорусских нефтепродуктов. За ними более 70% рынка дизельного топлива – стратегического продукта. А теперь вспомним о военной угрозе. Как думаете, что первым делом сделает Кремль? Правильно, перекроет поставки топлива. Его и так у армии нет, а не будет от слова «совсем».
За последние 2 года не было принято ни одного системного решения, направленного на снижение нашей зависимости от импорта, в частности с северного направления. Единственный шаг был сделан летом 2019 г., когда была введена пошлина на трубопроводные поставки дизельного топлива из России. Их объем упал, но пропорционально вырос белорусский. Действие упомянутой пошлины заканчивается в новогоднюю ночь, и велики шансы на ее тихое непродление, после чего нефтепродуктопровод вновь понесет бурные российские объемы, ограниченные лишь пропускной способностью трубы. Зато “энергетические” чиновники рассказывают во всех эфирах и на конференция о светлом “водородном” и “биометановом” будущем.
При всем этом Украина имеет недогруженные нефтеперерабатывающие и портовые мощности, которые без особых ценовых отличий могли бы дать альтернативные ресурсы на рынок, в перспективе сократив поставки с недружественных направлений с 70% до 30%, а в дальнейшем и до нуля. Но. Бывшего министра инфраструктуры Владимира Омеляна недавно пытались судить за понижение портовых тарифов, что является важнейшим условием для переориентации грузов в украинские порты, судозаходы в которые стоит наибольших денег во всем Средиземноморье. Кто-то еще захочет инициировать подобное после этого?
Токсичная история и с НПЗ. Как принято считать, крупнейший НПЗ “Укртатнафта” контролируется Коломойским (хотя у государственного “Нафтогаза” в этом заводе больше акций – 43% против 25%, еще 25% у партнера Игоря Валерьевича Александра Ярославского). Иными словами, лучше не связываться, а то обвинят в подыгрывании олигарху.
Вот и выходит, что легче покупать топливо в России и Беларуси. Собственно, это и имеем в королевстве кривых. (Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, enkorr.ua/Химия Украины и мира)