По данным Crisil Research, рост спроса на моторное топливо в Индии, вероятно, сократится вдвое в следующие 10 лет из-за электромобилей (EV), биотоплива и более широкого использования сжатого природного газа (CNG) в качестве альтернативного моторного топлива.
Индия стремится сократить выбросы углерода на 1 млрд. т, снизить углеродоемкость своей экономики на 45% к 2030 г. и достичь нулевых выбросов к 2070 г. В соответствии с этим государственные нефтеперерабатывающие заводы планируют установить 22000 зарядных станций для электромобилей в ближайшие годы, из которых 4000 должны быть установлены в течение следующего года.
“Рост спроса на бензин и дизельное топливо вместе взятые, вероятно, снизится до 1,5% в год в этом десятилетии по сравнению с 4,9% в прошлом году”, – говорится в отчете Crisil, опубликованном 22 ноября.
Правительство Индии планирует к 2030 г. обеспечить проникновение продаж электромобилей в размере 30% для частных автомобилей, 70% для коммерческих автомобилей, 40% для автобусов и 80% для двух- и трехколесных транспортных средств. 2022 г. и смешивание 20% (E20) к 2025 г .
Рост использования бензина, вероятно, упадет примерно до 1% в этом десятилетии с 8,4% за последние 10 лет, но ожидается, что рост спроса на дизельное топливо будет относительно устойчивым на уровне 2% в год по сравнению с предыдущими темпами в 3,9% в год, в том числе потому, что, по словам директора Crisil Research Хетала Ганди, проникновение КПГ и электромобилей в сектор грузовых автомобилей будет ограниченным. Доля бензина и дизельного топлива в общем потреблении нефтепродуктов, вероятно, упадет примерно до 44% к 2030 г. с примерно 50% в настоящее время, добавил Ганди.
Бензин и дизельное топливо составляют большую часть от общего объема нефтепродуктов, производимых индийскими нефтеперерабатывающими предприятиями. Спрос на два моторных топлива в октябре вырос на 8% и 2% соответственно по сравнению с периодом до пандемии 2019 г.
Использование дизельного топлива упало на 19% в первой половине этого месяца по сравнению с первой половиной ноября 2019 г., а спрос на бензин вырос на 1% по сравнению с уровнями 2019 г., согласно данным контролируемых государством нефтепереработчиков, на долю которых приходится около 90% индийского топлива.
“Это можно трактовать как спрос на товары в основном в период праздников и пока не произошло устойчивого восстановления”, – сказал Argus Кавита Чако, старший экономист рейтингового агентства Care Ratings в Мумбаи, добавив: “Вполне вероятно, что потребление моторного топлива может увеличиться из-за увеличения числа поездок, связанных с фестивалями, во время праздников в конце года”.
Грузовики и тяжелые автомобили обычно используются для переправы грузов, в качестве топлива они используют преимущественно газойль. Кроме того, спрос на бензин постоянно превышал допандемический уровень из-за растущего предпочтения личного транспорта после того, как в стране были отменены недавние ограничения.
Акцент на нефтехимию. Индийские нефтепереработчики стремятся увеличить производство нефтепродуктов. Ожидается, что потребление нефтехимии в Индии вырастет на 8-10%, а ее доля в корзине нефтепродуктов может вырасти до 17% к марту 2030 г., сказали в Crisil. “Этот здоровый рост спроса на нефтехимию частично компенсирует снижение роста спроса на сырую нефть в Индии до 3,5% в этом десятилетии с 4,5% в прошлом”, – добавили в нем.
Кроме того, по словам директора Crisil Ratings Нитеша Джайна, будущие интегрированные предприятия или комплексы переработки нефти в химикаты могут производить относительно больше нефтехимических продуктов.
Индийская компания частного сектора RIL выделяет свои нефтяные и нефтехимические операции в отдельный бизнес по переработке нефти и химикатов (O2C), одновременно смещая акцент на возобновляемые источники энергии и взяв на себя обязательство к 2035 г. стать фирмой с нулевыми выбросами углерода. Более 60% продукции НПЗ предназначено для использования в качестве сырья для нефтехимии. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)