Рекордные цены на природный газ нанесли серьезный удар по рентабельности многих промышленных предприятий, а некоторые производства и вовсе поставили на грань выживания. Специалисты утверждают: если газовые котировки в Европе откатятся, в ближайшее время остановится до 20% промышленных объектов страны. Руку помощи попавшим под удар протянул пропан. Сжиженный газ в Украине начал все активнее заявлять о себе в привычном для большинства стран ключе – в виде топлива для промышленности.
В европейском масштабе сжиженный нефтяной газ используется главным образом в быту. Наибольшая доля потребления приходится на отопление домов и приготовление пищи. Далее идет нефтехимия, промышленность и только чуть более 11% “съедает” транспорт.
В Украине сжиженный газ – это прежде всего моторное топливо. Традиционно 4-5% объемов уходило в баллоны, еще меньше – в газгольдеры промышленных предприятий. Но в 2021 г. ситуацию резко изменил скачек цен на природный газ. Газовый кризис в мире и рекордные цены на европейских хабах заставили промышленников искать альтернативу метану, и они нашли ее в сжиженном газе.
Агросектор сориентировался первым. Четкой статистики по неавтомобильному потреблению LPG в Украине нет, а сами трейдеры по-разному оценивают объемы продаж вне АЗС.
“Точных данных роста по промышленности у нас пока нет, но уже понятно, что структура потребления заметно изменилась, – отметил генеральный директор Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСГ) Станислав Батраченко. – Если в начале лета 90% сжиженного газа потреблялось транспортом, а 10% приходилось на всех остальных потребителей, то сейчас это соотношение составляет как минимум 80/20”.
Основной оптовый потребитель – аграрии, прежде всего зерносушилки. Для сельхозпроизводителя затраты на сушку зерна составляют существенный бюджет, значит, он будет стараться разумно сэкономить. Активный сезон – с августа по ноябрь, однако в 2021 г. зерно активно сушилось пропаном и в декабре. “Если раньше основной объем шел на заправки и в автохозяйства, то сейчас мы стали больше продавать на промышленный и агросектор. Причем соотношение изменилось существенно: с 90/10 до 65/35”, – поделился оценкой Владимир Панов из компании “СВГ Трейд”.
В компании “Ультрамарин трейдинг”, которая оперирует главным образом в южных регионах страны, рассказали, что осенью 2021 г. каждая третья машина продавалась на промышленников.
“В данных условиях работа на сжиженном газе для них обходится в три-четыре раза дешевле, чем на природном. В общем процентов 30 спроса в сложившейся ситуации нам добавил именно агросектор”, – отметил коммерческий директор “Ультрамарин трейдинга” Юрий Кузьмин.
Он прогнозирует, что тенденция сохранится и в ближайшем будущем. “Это очень напоминает времена, когда люди массово оборудовали свои автомобили ГБО: сначала попробовал один, потом другой, потом остальные посчитали на калькуляторе – и такой вирусный процесс запустился, – говорит Юрий Кузьмин. – То же самое сейчас происходит и с агросектором: те, кто себе дооборудует предприятие емкостями и системой подачи сжиженного газа, в накладе не останутся”. Цена вопроса, по словам Ю. Кузьмина, – $10-30 тыс., те, кто в этом году дооборудовал производство мощностями LPG, уже окупили свои затраты.
“При цене на природный газ для промышленности 50 тыс. грн./тыс. кубов пропан-бутан выгоднее в 2,5 раза. Природный газ может быть экономически оправдан в использовании при цене ниже 20 тыс. грн./тыс. кубов, но такую цену в Украине мы можем уже и не увидеть”, – добавляет директор ООО “Укравтономгаз” Андрей Дорофеев.
В “Укравтономгазе” поясняют, что в зависимости от цены на природный газ окупаемость автономной системы газоснабжения от 15 дней до 2 месяцев. Сейчас предприятия с большим и стабильным расходом газа особо остро считают убытки, переплачивая за природный газ более 1 млн. грн. ежедневно. “Например, один стеклозавод в Украине потребляет в день 35-45 тыс. куб. м природного газа, а это эквивалент по замещению 25-32 т сжиженного газа LPG”, – уточняет Андрей Дорофеев.
По его словам, если ранее компания за год строила в среднем 60-70 объектов, то в прошлом построила и подключила больше сотни. Среди абонентов кроме элеваторов – стеклозаводы, металлургические заводы, молокозаводы, теплицы, птичники. С начала 2021 г. компания установила систем автономного газоснабжения пропан-бутаном общей тепловой мощностью примерно 320 МВт. Чтобы их генерировать, необходимы 10 тыс. т сжиженного газа в месяц. Еще есть около 80 МВт в процессе реализации на январь этого года.
Закрепить успех. Руководитель “Укравтономгаза” считает, что в 2022 г. популярность систем отопления на LPG продолжит расти. “В этом году планируется увеличение количества объектов в разы. На данном этапе много объектов уже в процессе строительства, однако будут новые заказы, поскольку экономика перехода на LPG будет сохраняться”, – считает он.
Трейдеры признают, что прогнозирование цен на природный газ сейчас – дело максимально неблагодарное, однако все сходятся на позиции, что возврата к низким ценам не будет.
Так, А. Дорофеев считает, что после пуска “Северного потока-2” стоимость на хабах снизится, однако останется не ниже $700/1000 кубометров.
И такой уровень сохранит привлекательность LPG, уверяют в УАСГ. “Если цены на природный газ будут выше $400-500/тыс. кубов, привлекательность сжиженного газа для украинской промышленности вырастет в разы”, – говорит глава ассоциации Станислав Батраченко.
Юрий Кузьмин из “Ультрамарина” отмечает, что стоимость пропана будет частично зависеть от спроса у соседей. “Особенно в зимний период, поскольку восточноевропейские страны и Балканы активно используют сжиженный газ в качестве топлива для обогрева. То есть если будет холодно, то за счет повышенного спроса в Польше, Румынии, Болгарии и других европейских странах стоимость пропан-бутана в регионе будет расти”, – говорит он.
Однако не только о цене призывает бизнесменов думать Андрей Дорофеев из “Укравтономгаза”. “Запасов природного газа, по некоторым расчетам, у нас хватит максимум до марта, а если будет реально холодно, то может не быть уже и в феврале. Опасения усиливаются еще и озвученными прогнозами, что в 2021 г. может закончиться прокачка транзитных объемов российского газа. В таком случае возможно падение давления в трубопроводах Украины, и предприятия, особенно стекольной промышленности, пострадают”, – отмечает руководитель “Укравтономгаза”.
Таким образом, оборудование для потребления LPG может дать возможность не только сэкономить, но и остаться на автономном плаву в случае пропажи газа в “трубе”.
Специалисты называют LPG наиболее подходящим для альтернативного энергоснабжения. Например, молокозаводы не могут использовать дизельное топливо по экологическим соображениям, а дизель и паллеты из-за технологических нюансов не подходят металлургическим и стекольным заводам.
Но в сложившейся ситуации, чтобы не потерять оказавшиеся на грани выживания промышленные предприятия, отмечают участники рынка, броситься на выручку должно бы государство. Самый обсуждаемый вариант такой помощи – освобождение LPG для промышленного использования от акциза. Но многие считают его нереальным: мол, в Украине на такое не пойдут, и разработка законопроекта – напрасно потраченное время. “Есть еще один вариант, – отмечает Андрей Дорофеев, – убрать НДС с топлива для промышленности на 6 месяцев, пока высокие цены на энергоресурсы. В Польше он уже реализован”. (Лариса Усенко, обозреватель enkorr/Химия Украины и мира)