Во Львовской области хотят построить завод по производству синтетического автомобильного топлива из угля. Идея интересная, но нереалистичная.
Львовский облсовет отчитался о большом инвестиционном проекте. Китай, Саудовская Аравия и Катар презентовали идею построить большой современный комплекс по производству моторного топлива. Изготовлять продукцию хотят на основе оригинальной технологии – из угля Львовско-Волынского каменноугольного бассейна. По плану общие инвестиции в строительство завода по производству синтетического топлива из угля составляют $5 млрд., а производить хотят 2 млн. т бензина в год.
Завод хотят построить на территории Белзкой громады – между городами Белз и Угнев, то есть в нескольких километрах от польской границы. Очевидно, инвестор видит выгоду не только в сырье, но и в транспортировке продукции, если речь пойдет о рынке Евросоюза. Однако пока это только проект, реализация которого может занять много времени, а то и вовсе не состояться.
Проблема в технологии. Сжиженный уголь – это технология, которая разрабатывалась с начала ХХ века. Она позволяет использовать альтернативное топливо в условиях нехватки нефти. Заводы по производству синтетического топлива из угля работали в середине 1930-х в Германии – страна обладает незначительными запасами нефти. В 1945 г. эта деятельность была запрещена Потсдамской конференцией.
Дефицит нефти привел к производству сжиженного угля и в Южной Африке в 1950-х. Этот бизнес пользовался значительной популярностью, пребывая под государственной защитой во времена апартеида. Южная Африка продолжает производить жидкое топливо из угля по сей день. Три завода местной компании Sasol производят 160 тыс. баррелей в день топлива из угля, что обеспечивает 30% потребности страны в транспортном топливе.
С развитием технологий уголь стал не единственной альтернативой для производства синтетического топлива. Существуют проекты по его выработке даже из воды и углекислого газа. На данный момент говорить о производстве промышленных масштабов такого экологического топлива не приходится. В сентябре 2021 г. немецкие ученые и промышленники разработали систему, которая может производить бензин из метанола, получаемого из углекислого газа и водорода без использования ископаемых. Пилотная система производила 100 л топлива в час. В планах ученых выдавать 1 млн. т к 2030 г. Такой бензин будет стоить 0,8-1,2 евро/л, что конкурентно даже по нынешним меркам.
Есть и другие разработки. Недавно немецкая некоммерческая компания Atmosfair при содействии министерства окружающей среды ФРГ, компании Siemens и еще ряда других решила синтезировать сырую нефть из воды, а из нее уже производить авиационный керосин. Объемы продукции поскромнее и она дороже – 8 баррелей керосина в сутки по 5 евро/л.
Однако это скорее проекты на будущее, подкрепленные политическим трендом на экологичность. С углем тут сложнее. Технологически процесс выглядит как газификация угля, который сжижают до эквивалента топлива. Проблема в том, что сжиженный уголь выделяет в два раза больше CO2, чем сжигание нефти, и большое количество SO2 (оксид серы). Однако выбросы углекислого газа легче и дешевле улавливаются на специальных установках. Таким образом, есть техническая возможность производить топливо, которое не будет попадать под ограничения в рамках Европейского зеленого курса, но для это потребуются значительные капиталовложения, чтобы выдержать технологию. Однако без упомянутых выше установок при производстве такого бензина углеродный след может быть минимум на 150-175% больше, чем у обычного бензина из нефти.
Работа на жидком угле на 30% чище, чем на бензине, но критики технологии утверждают, что из-за высоких затрат и рисков для окружающей среды (при производстве) использование жидкого угля возможно в долгосрочной перспективе при государственной поддержке только в тех странах, где это необходимо.
Была информация о том, что заводы по производству такого топлива строятся в Индии, Китае, угольных штатах США, но технология требует огромных инвестиций, потому что фактически нужно строить новую инфраструктуру. Эти средства исчисляются сотнями миллиардов долларов, которые в кризисные времена сложно найти. Поэтому производство синтетического топлива из угля может реализовываться только локально.
“Готовы начинать работы хоть завтра”. Имена людей, которые презентовали проект во Львове, опубликовал на своей странице в Facebook заместитель главы комиссии Львовского облсовета по вопросам ЖКХ и топливно-энергетического комплекса Тарас Подвирный – это руководящий директор компании Gulf Petroleum LTD (Катар, компания отвечает за организацию финансирования проекта) Абдул Азиз Аль-Делаими и руководящий директор компании China National Chemical Engineering & Constraction Corporation SEVEN., LTD (Саудовская Аравия, генеральный подрядчик проекта) Ченг Вэй.
По словам Подвирного, представители инвесторов изучают возможности для такого проекта в Украине с 2018 г. и нашли источник сырья – шахта “Тягловская” около Угнева и Белза, где сформирована объединенная громада. По мнению депутата, инвесторы нацелены на экспорт продукции в Европу.
“Они готовы привлечь деньги от частного капитала и государственных банков под внедрение этого проекта на границе с Польшей. Я так понимаю, что 2 млн. т производства бензина, которые они декларируют, – это с перспективой на экспорт. Поэтому им и интересна территория на границе с Польшей”, – говорит Подвирный.
По его словам, инвесторы хотят создать современный экологически чистый завод с социальной инфраструктурой. Идея принадлежит Катару, подрядчики будут из Китая, финансирование в складчину тремя странами. Однако проблема в бюрократии. “У нас законодательство так прописано, что на изготовление технико-экономического обоснования нужны 18 месяцев. Инвесторы не понимают, как можно ждать документы полтора года. У них уже есть ресурсы, они готовы начинать работы хоть завтра”, – отметил Подвирный.
Почем синтетика? Но проект вызывает очень много вопросов. Декларируются огромные инвестиции в $5 млрд. – здесь самое время выписывать инвестиционную няню и вести переговоры с правительством, но этого не наблюдается.
Непонятно, хватит ли украинского угля, если для производства двух баррелей сжиженного угля нужна тонна ископаемых, или он все-таки будет импортироваться и интерес только в расположении завода. Тем более, что Украина собралась отказываться от добычи угля в обозримом будущем. Есть у экспертов сомнения также в отношении экологичности производства.
“По сути, просто идет прощупывание почвы, насколько мы готовы согласиться развернуть у себя не вполне понятное экологически производство, чтобы увеличить объемы выпуска углеводородов”, – отмечает глава НТЦ “Психея” Сергей Сапегин.
Также на данный момент неясно, насколько это топливо будет конкурентоспособно по цене, которую никто не берется назвать. 2 млн. т бензина может быть много для Украины с потреблением в 2,2 млн. т бензина и 7-8 млн. т дизельного топлива в год. Но для Европы с годовым потреблением бензина более 100 млн. т в год это могут быть не очень существенные объемы.
“Сегодня недостатка поставок углеводородного топлива нет ни в Украине, ни в Европе – говорит Леонид Косянчук. – Для чего городить этот огород, непонятно. Сейчас ориентируются на альтернативные источники – на электромобили, гибриды, водородные и так далее. Понятно, что на машине можно ездить и на древесных чурках. Если это двигатель внутреннего сгорания, то сегодня к ним применяются достаточно жесткие требования по Евро-5, выбросам, октану и так далее. И куда мы премся со своим синтетическим топливом?”
Эксперты допускают, что синтетика может быть конкурентна на украинском рынке, но в том случае, если не будет расти цена на сырье и производство.
“Потребитель всегда ищет возможность сэкономить на топливе. Если ему будет предложена ценовая альтернатива в виде такого топлива, я думаю, он согласится”, – говорит Сергей Сапегин.
Более важные задачи. Глава “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн считает, что украинскому производителю бензина не стоит нервничать по поводу идеи строительства завода во Львовской области. “Поверьте, что никто не обратил даже на это внимания. Это космические корабли, которые бороздят просторы большого театра. Никому неизвестная компания во львовских дебрях что-то будет строить… Это смешно”, – говорит эксперт.
О чем следовало бы реально подумать, так это о производстве собственного бензина. Особенно в условии зависимости от импорта. Тот же Кременчугский НПЗ загружен менее чем на половину мощностей. А, например, Беларусь с 7 февраля запрещает транзит литовских нефтепродуктов через свою территорию в Украину, а это около 10% украинского рынка. Такие случаи можно было подстраховать.
“Для рынка это 700 тыс. т дизеля и 300 тыс. т бензина из Литвы в год – есть над чем думать. Но импортеры относятся к этому достаточно прохладно, потому что эти недостающие объемы будут замещены белорусскими, которые не хуже и дешевле, чем литовские”, – отмечает Леонид Косянчук.
“Нам необходимо поднимать внутреннее производство топлива, – говорит Сергей Куюн. – Нужна разумная поддержка, чтобы стимулировать заводы, больше перерабатывать нефти – снижать портовые тарифы, снижать тарифы на транспортировку, возможно, сделать приоритетными закупки госкомпаний, чтобы они покупали именно украинское топливо. Но нет даже намека, чтобы это кто-то делал”.
В целом инициатива с постройкой завода по производству синтетического топлива в Украине выглядит странно. Многие производители автомобилей пытаются тестировать технологию производства бензина из других ресурсов, кроме нефти, но признают, что она будет затребована не ранее чем через десятилетие, и сосредотачивают разработки на двигателях на электрической тяге и гибридах. Возможно, к тому времени и в Украине реализуется идея с таким заводом.
“Если это и произойдет, то едва ли в текущее десятилетие”, – говорит Леонид Косянчук.
“Не раньше чем через три года, а реально через пять лет, мы бы получили такой завод, – отмечает Сергей Сапегин. – Это дороги, инфраструктура, хранение, утилизация, экологические вопросы. Что будет с рынком через 5 лет? Мы можем не учесть какие-то риски, которые приведут к тому, что завод не запустится”. (dsnews.ua/Укррудпром/Химия Украины и мира)