Европа: Химические рынки ждут последствий санкций
Пока нет никаких указаний на то, что эскалация украинского кризиса вызвала какие-либо нарушения на европейских нефтехимических рынках, но участники пристально следят за возможными последствиями.
Риски подразделяются на три категории: подверженность украинскому производству, подверженность российскому импорту и возможность дальнейшего увеличения стоимости энергии. С другой стороны, есть опасения, что напряженность может ослабнуть, а вместе с ней и некоторые факторы, поддерживающие цены на энергоносители и химические вещества.
Производство в Украине. Украина имеет ограниченную нефтехимическую промышленность с единственной установкой парового крекинга, которой управляет «Карпатнефтехим» в Калуше на западе страны. Это около 1000 км от сепаратистских регионов на востоке Украины, которые Россия теперь признает независимыми государствами.
Паспортная мощность установки для крекинга составляет 250000 т/год по этилену и 125000 т/год по полимерному пропилену. Этилен используется в производстве HDPE, LDPE и PVC. Сопутствующая установка производит около 200000 т/год каустической соды и 180000 т/год хлора. Пропилен экспортируется в основном в Польшу, а меньшие объемы поступают в Германию и Словакию. Неочищенный C4 также иногда предлагается в Западную Европу. ПВХ по-прежнему предлагается за пределами Украины.
Крекер был закрыт с 2012 г. по 2017 г., когда он контролировался российской компанией “ЛУКойл” из-за споров по поводу ценообразования и зависимости от сырья из России. После продажи местным предпринимателям и перезапуска крекер получил доступ к более широким источникам сырья в рамках режима беспошлинной торговли.
Российский экспорт. Россия экспортирует небольшое количество химикатов. Первоначальные санкции США и Европы против Москвы нацелены на физических лиц и банки, связанные с российским правительством, поэтому непосредственных рисков для существующих торговых потоков нет. Однако расширение санкций может повлиять на химические рынки, европейские участники будут оценивать свою подверженность рискам и вариантам, если это произойдет.
Имеются признаки того, что некоторые покупатели российских химикатов и продуктов переработки, например синтетических каучуков и хлористого калия, в качестве меры предосторожности по возможности откладывали некоторые контрактные закупки. И покупатели, вероятно, будут все более осторожно относиться к будущим покупкам в России в тех случаях, когда у них есть другие варианты.
Крупнейшим химическим экспортом России по объему является метанол – 1,4 млн. т было отправлено в страны ЕС в 2021 г, при этом дополнительные российские объемы были отправлены в ЕС через Финляндию и страны Балтии. Российские объемы составляют примерно 15% европейского спроса на метанол, поэтому их замена окажет большое влияние на рынок, хотя в настоящее время не ожидается перебоев в поставках. Спотовые цены на метанол стабильны, обсуждение месячных цен не указывает на существенные изменения.
Цепочка поставок синтетического каучука – еще одна область, которая может быть затронута. Россия экспортирует большие объемы каучука по всему миру многим крупным производителям шин, в основном полибутадиенового каучука и немного бутадиен-стирольного каучука. Страна также является крупным экспортером изопренового каучука. Некоторые производители шин наращивают запасы синтетического каучука в ожидании экономических ответных мер против России. В то же время некоторые европейские производители синтетического каучука могут рассматривать санкции против России как возможность вернуть себе долю рынка.
Торговля олефинами между Россией и Европой ограничена. Небольшое количество пропилена отправляется из России в Восточную Европу по железной дороге. Экспортная статистика показывает, что в 2021 г. в Европу из России были экспортированы 67000 т пропилена, хотя реальная цифра выше, потому что не весь пропилен отражен в статистике. Например, некоторые из них продаются как потоки сжиженного нефтяного газа.
В сегменте ароматики на данный момент проблем нет. Но могут возникнуть опасения, если санкции ужесточатся, особенно на рынке ортоксилонов (OX). Европейский рынок OX уже перегружен из-за сокращения потоков из Индии и США. Если будущие санкции ограничат ввоз OX в Европу, некоторые потребители могут оказаться в ситуации, когда летом спрос возрастет. В 2021 г. Западная Европа импортировала из России 31000 т OX. Любые будущие ограничения на торговлю риформатом также могут поддержать спрос на ароматические смеси. По оценкам Argus, в прошлом году в Европу из России поступило около 300000 т риформата.
Россия увеличила экспорт полимеров за последние несколько лет после пуска новых мощностей. Экспорт полипропилена в ЕС в прошлом году достиг 352000 т/год по сравнению с 51000 т/год в 2019 г, а экспорт ПЭВП вырос до 146000 т/год с 18000 т/год за тот же период. Эти объемы по-прежнему невелики в контексте общих европейских рынков полимеров, но они могут повлиять на настроения на спотовом рынке, особенно в Польше и Италии, куда перемещается большая часть продукции. Перебоев с экспортом полимеров из России пока нет.
В долгосрочной перспективе у России есть амбиции по дальнейшему расширению производства и экспорта полимеров, поскольку Балтийский химический комплекс расположен на пороге Европы на побережье Балтийского моря. По данным девелоперской компании, первая очередь комплекса, мощность которого в конечном итоге будет производить около 3 млн. т полиэтилена в год, может быть пущена в 2024 г. На данный момент нет оснований предполагать, что на проект может напрямую повлиять ухудшение политической ситуации, но европейские производители полимеров могут попытаться предупредить потенциальных покупателей о риске увеличения их зависимости от России.
Энергозатраты. Риск дальнейшего роста цен на энергию вызывает озабоченность на всех этапах цепочки поставок химикатов. Эскалация напряженности между Россией и Западом из-за Украины уже способствовала тому, что цены на нефть достигли семилетнего максимума. Ближайшие и среднесрочные цены на газ и электроэнергию выросли 22 февраля, но ниже максимумов четвертого квартала прошлого года. Решение Германии приостановить процесс сертификации газопровода “Северный поток – 2 ” мощностью 55 млрд. куб .
Любое сокращение поставок российских энергоносителей по существующим маршрутам может привести к дальнейшему скачку цен на нефть и газ, в худшем случае, к структурному дефициту. Но деэскалация может привести к снижению цен на энергию с текущих уровней, а производители и покупатели будут опасаться наращивания запасов. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)