Международная кампания бойкота российской нефти спровоцировала подъем мировых цен до рекордных уровней за последние 14 лет. В среду баррель нефти марки Brent на фьючерсном рынке продавался дороже $130. Правда, крупнейшие покупатели нефти РФ формально не отказываются от закупок этого сырья. В случае расширения бойкота дисконт для российской нефти марки Urals может увеличиться до 30% к эталонному сорту Brent, прогнозируют эксперты.
Сложности с вывозом российской нефти могли бы создать предпосылки по снижению внутренних цен на топливо. Россия могла бы последовать примеру Ирана или Венесуэлы и сделать сверхдешевое топливо конкурентным преимуществом для отечественных производителей. Тем самым была бы оказана реальная помощь гражданам, промышленности и сельскому хозяйству для преодоления экономических проблем. Однако многие эксперты такой вариант событий считают маловероятным.
Утром в среду майские фьючерсы на нефть Brent подорожали на лондонской бирже до $130,87 за баррель. Однако к концу дня котировки закрепились на уровне $120. Некоторому снижению мировых цен способствовали новости о том, что российскую нефть на американском рынке в скором времени сможет заменить венесуэльская. Так, агентство Reuters сообщило, что США допускают ослабление санкций в отношении Венесуэлы. Ранее президент Венесуэлы Николас Мадуро говорил об открытости нефтяного рынка для иностранных покупателей. “Наша нефть доступна для покупки каждому. Нам не важно, это инвестор из Азии, Европы или Соединенных Штатов”, – говорил он.
Накануне американские власти приняли решение о запрете импорта российских энергоносителей. “Сегодня я объявляю о том, что США нацеливаются на основные секторы российской экономики: мы запрещаем любой импорт российских нефти, газа и энергии… Эта мера получила большую поддержку обеих партий в Конгрессе и, я надеюсь, у всего американского народа”, – объявил во вторник Джозеф Байден.
В Вашингтоне признавали, что такое решение будет иметь последствия и для американских потребителей. Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявляла, что отказ от российских энергоресурсов, в частности нефти, будет иметь экономические последствия и “приведет к росту цен на бензин для американцев”. Авторы законопроекта предлагали властям США нарастить внутреннее производство нефти и природного газа, чтобы “смягчить любые ценовые потрясения, вызванные эмбарго”.
На фоне принятых мер цены на топливо на заправках в США подскочили до рекордных значений с 2008 г. Так, во вторник средняя цена бензина достигла $4,173 за галлон, что превысило максимум июля 2008 г., когда потребители платили $4,114 за галлон, следует из данных AAA Gas Prices. “Если серьезных изменений (на рынке энергоресурсов) не произойдет, средняя цена на автомобильное топливо будет находиться в диапазоне $4,5-4,75 за галлон, дизельного – более $5 за галлон”, – отметил аналитик Oil Price Information Services Том Клоза.
При этом объем поставок российской нефти в США невелик. Так, в прошлом году Штаты импортировали из РФ около 672 тыс. барр. нефти и нефтепродуктов в сутки, что составляет примерно 8% общего объема, следует из данных Lipow Oil Associates. По данным агентства Bloomberg, в 2021 г. США купили российской нефти на $17 млрд. Причем только половину напрямую, половину – через третьи страны. Весь российский нефтяной экспорт при этом за год составил $110 млрд., сообщает агентство.
Штаты не единственная страна, где вводятся ограничения на поставку российских энергоресурсов. Власти Великобритании также объявили о намерении постепенно отказаться от закупок российской нефти. Об этом говорится в коммюнике, опубликованном во вторник на сайте британского правительства. Сообщается, что отказ будет осуществляться постепенно в течение нескольких ближайших месяцев. При этом подчеркивалось, что мера затронет и продукты переработки, в частности дизель, однако не будет применима к поставкам в Великобританию российского природного газа.
Евросоюз опубликовал план по избавлению от энергетической зависимости от Москвы. Первый зампред Еврокомиссии Франс Тиммерманс заявил, что ЕС к концу этого года намерен на две трети сократить потребление газа из России.
Российские власти в ответ на ограничения предупреждают о катастрофических последствиях отказа от российской нефти для мирового рынка. “Абсолютно очевидно, что отказ от российской нефти приведет к катастрофическим последствиям для мирового рынка. Всплеск цен будет непредсказуемым – более $300 за баррель, если не больше”, – говорит вице-премьер Александр Новак.
Стоит заметить, что и до объявления этих мер многие трейдеры избегали покупок нефти в России. Это привело к тому, что российский сорт Urals стал продаваться с колоссальным дисконтом к эталонному сорту Brent. К примеру, ранее англо-голландская Shell купила партию российской нефти Urals с рекордной скидкой в $28,5 за баррель к Brent.
Трейдеры указывают на невозможность приобрести Urals из-за санкций в отношении российских банков. Они также ожидают, что индийские и китайские покупатели будут играть большую роль в будущем российского рынка Urals, передает S&P Platts.
Согласно анализу S&P Global Commodity Insights, из-за санкций поставки российской нефти на мировой рынок могут сократиться на 1-2 млн. баррелей в сутки только в этом месяце. “Вторичные санкции в иранском стиле в отношении экспорта российской нефти на 7 млн. баррелей в сутки, из которых 4,5 млн. баррелей в сутки приходится на сырую нефть, маловероятны в большинстве сценариев, но нежелание рынка покупать Urals, по общему признанию, может сохраняться дольше, чем мы предполагаем”, – говорится в сообщении S&P Global.
Аналитики также отмечают, что интерес трейдеров вызвало снижение компанией Saudi Aramco цен на нефть Arab Medium – конкурента Urals.
Эксперты замечают, что возможность покупать российскую нефть в обход санкций также сохраняется. Подобные сделки через третьи страны совершались как в отношении Ирана, так и Кубы. Так, в 2016 г. тогдашний президент США Барак Обама разрешал американским банкам проводить ряд долларовых платежей между кубинскими покупателями и неамериканскими поставщиками.
Теоретически ограниченность поставок российской нефти за рубеж могла бы создавать предпосылки по насыщению топливом внутреннего рынка, что позволило бы снизить цены на бензин внутри страны и тем самым не на словах, а на деле помочь бизнесу, сельскому хозяйству и потребителям справляться с рисками дальнейшего разгона цен в стране.
Однако многие эксперты такой вариант событий считают маловероятным. “В настоящее время рынок внутри РФ и вне страны почти не связаны, рост внутренних цен на топливо ограничен через механизм демпфера”, – говорит аналитик по товарным рынкам “Открытие Инвестиции” Оксана Лукичева. По ее мнению, более вероятно, что ограничение экспорта вызовет сокращение добычи. “Ситуация на внутреннем рынке останется без изменений либо цены подрастут на уровень инфляции”, – полагает эксперт.
“В период, когда экспортеры будут переориентироваться на другие рынки, вероятно, некоторое увеличение предложения на внутреннем рынке возникнет, но вряд ли оно будет продолжительным и существенным”, – соглашается исполнительный директор департамента компании “Универ Капитал” Артем Тузов. Он также не рассчитывает на серьезное снижение внутренних цен на топливо. “Разве только в том случае, если это будет сознательным решением правительства. Но, учитывая долю, которую в цене бензина составляет доход государства в виде налогов и акцизов, такое решение принять будет довольно сложно”, – рассуждает Тузов.
Доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская полагает, что в текущих условиях главным покупателем российских энергоресурсов останется Китай.
“В настоящее время в Китай направляется около 1,4 млн. баррелей по трубопроводу и 0,7 млн. баррелей в сутки морским транспортом”, – рассказывает Оксана Лукичева, добавляя, что поставки на Восток ограничены инфраструктурой. Она считает, что в случае переориентации поставок дисконты на российскую нефть будут достигать 30% к биржевой цене нефти Brent. “Вопрос также в том, что дальше будет делать Китай с этой нефтью – перепродавать ее на мировой рынок или закладывать в хранилища, опасаясь санкций”, – рассуждает эксперт.
В случае же полного отказа от российской нефти мировой рынок может потерять до 2,9 млн. баррелей нефти в сутки, считает Лукичева. (Rcc/Химия Украины и мира)