Эксперт рассказал о том, что будет с топливом на украинских заправках. По его словам, сейчас ситуация в стране нормализовалась.
Рынок топлива в Украине столкнулся с особенностями, связанными с войной в стране, а также необходимостью находить новые источники поставок, но ситуация смогла стабилизироваться. Об этом рассказал директор ООО “Консалтинговая группа А-95” Сергей Куюн в интервью ВВС.
“Я бы не стал драматизировать ситуацию, этот первый шок прошел. Благодаря работе участников рынка пик нагрузки на заправочную и дорожную инфраструктуру удалось пройти”, – отметил он.
По словам Куюна, сегодня топливо для Украины ищут по всей Европе, ситуация в стране нормализовалась. “Я не думаю, конечно, что будет какая-то профицитная ситуация – война является войной. По моим оценкам, осталось меньше половины АЗС, которые работали до войны. Я вижу, что сохраняется режим ограничений и нужно понимать, что лучше пусть будет такой режим, чем не будет горючего. По дизтопливу вообще не вижу, чтобы были какие-то ограничения. Поэтому ситуация нормализовалась”, – сказал эксперт
Он отметил, что в ближайший месяц рынок окончательно стабилизируется. “Рынок нашел свой пульс, он нашел тот ритм, в котором надо работать”, – считает Куюн.
По мнению эксперта, рынок топлива в Украине вряд ли вернется к временам, когда будет большой выбор марок бензинов и дизеля, а ситуация с автогазом будет сложной. “Я не думаю, что мы вернемся к временам, когда у нас будет полная “стела” из нескольких марок бензинов или дизтоплива. Что касается 92-го бензина, то его вообще больше не будет у нас. Его не производят в Европе. По газу ситуация сложная. Его остатки тоже небольшие были, мы, скажем так, их уже доедаем”, – отметил Куюн.
Эксперт добавил, что сжиженный газ стал относительно дорогим, поэтому автомобиль лучше не переводить на газ. “Его потребление было аргументировано более низкой стоимостью, а дешевым он был вследствие большой разницы в налогах. Когда эти налоги сравняли, газ стал дороже. Сейчас он будет стоить 75% от цены бензина… Эта история уже закончилась, спрос на газ будет только в тех регионах, где не будет бензина, но там, где он нужен для бытовых потребителей, которые используют для своих нужд газ в баллонах, для них эти объемы будут подтягиваться, но массово сжиженный газ пока исчезнет”, – считает Куюн.
Он также отметил, что в Украине пришлось перестраивать логистику и поставки горючего, ведь основные пути, по которым Украина импортировала топливо – Беларусь, Россия и морем – больше не актуальны.
“Кроме поставок Евросоюза других направлений нет. Сейчас по всей Европе ищется топливо для Украины. В чем проблема? Во-первых, Европа – это импортозависимый рынок. Во-вторых, это внезапность, с которой мы появились, нас там никто не ждал. Что такое европейский бизнес? Это бизнес, который уже знает свои объемы и куда он их продаст на год вперед. Есть сделки, есть контракты. Сейчас Украине надо войти и интегрироваться в этот рынок, найти эти объемы и стать частью этого большого европейского рынка”, – отметил Куюн.
Относительно цен на топливо, учитывая рост цен в Европе, по словам Куюна, это будет зависеть от уровня налогов в Украине.
26 марта правительство обнародовало среднюю стоимость бензина на конец марта в 28,98 грн./литр, дизтоплива (ДТ) – 32,43 грн./литр. С учетом предельных торговых наценок максимальная цена на “обычный” бензин для его продажи через сеть АЗС не должна превышать 33,53 грн./литр, на “обычное” дизтопливо – 37,43 грн./литр. (unian.net/Химия Украины и мира)