Сети АЗС массово покупают генераторы, чтобы работать во время блэкаута. Предусмотрительность приносит дивиденды – при отключении света продажи на заправках растут на 25%. Кто уже успел подготовиться к худшему сценарию?
Российские обстрелы украинской энергетики могут привести к полному обесточиванию целых областей или большого города, например Киева. “Надеюсь, что до этого не дойдет, но мы должны быть готовы к такому варианту. Это может стать реальностью”, – говорит советник премьер-министра Украины, член наблюдательного совета “Укрэнерго” Юрий Бойко.
Последствия полного блэкаута – остановка водоснабжения и отопления в городе. Местные власти готовятся к такому сценарию и разворачивают тепловые пункты, говорит Бойко.
Альтернатива – уехать из города. Столичные власти планируют эвакуацию горожан в случае тотального блэкаута, пишет The New York Times. Власти начнут информировать людей и просить их уехать не менее чем за 12 часов до полного отключения.
АЗС без света, но с горючим. Заправки не могут работать без электроэнергии. Чтобы заправлять автомобили, АЗС должны иметь автономный источник энергии – генераторы.
До российского вторжения в феврале генераторами были оборудованы лишь те заправки WOG, которые находились вне городов, вдоль автотрасс, говорит директор по маркетингу сети WOG Геннадий Карлинский. WOG начала покупать дополнительные генераторы еще до первого массированного удара по энергетике, произошедшего 10 октября. К середине ноября АЗС компании в Киеве и во всех крупных городах оснащены генераторами, говорит Карлинский. Это примерно 300 станций или свыше 90% всех заправок WOG. Остальные получат генераторы до конца ноября, говорит он.
К середине ноября более 70% АЗС ОККО оборудованы генераторами, говорит Елена Ворошило, операционный директор сети ОККО. “В ближайшие месяцы почти 90% нашей сети будут обеспечены дизель-генераторами”, – говорит она. Чтобы достичь этой цели, компания законтрактовала более 100 генераторов.
Лишь около 25% сети БРСМ оборудованы генераторами к середине ноября, говорит Александр Мельничук, директор по стратегическому маркетингу БРСМ. Компания начала покупать генераторы после 10 октября. До 24 февраля только 28 из более чем 200 заправок компании имели генераторы. “Купить качественный дизель-генератор в Украине сейчас почти невозможно”, – говорит Мельничук. В Польше, по его словам, все раскуплено на полтора месяца вперед. “Ищем варианты в Турции и Китае”, – говорит он. Дефицит генераторов БРСМ пытается компенсировать гибкостью. “Перебрасываем генераторы с одних заправок, где есть свет, на другие, где его выключили”, – говорит Мельничук. В приоритете БРСМ обустроить генераторами все заправки в Киеве и области до конца ноября. Для этого должно хватить 14 генераторов, которые компания уже заказала.
Никаких проблем с генераторами у Socar: все станции компании строятся сразу с генераторами, говорит директор по корпоративной коммуникации Socar Елена Осипчук.
Генератор – главное конкурентное преимущество. Дизель-генератор стал одним из основных конкурентных преимуществ АЗС в локациях, где регулярно отключают свет, говорит Ворошило из ОККО. “К нам приходят люди, чтобы поработать или просто выпить кофе, поесть, зарядить телефон”, – рассказывает она.
“Нет свободных столов и стульев”, – говорит Карлинский из WOG о ситуации на одной из АЗС компании в Киеве во время очередного отключения света. “В такие моменты АЗС превращается в самоорганизованный коворкинг”, – добавляет он.
К примеру, в Киеве при отключении света число клиентов АЗС ОККО растет на 20%, говорит Ворошило. “У некоторых АЗК клиентопоток увеличивался вдвое, когда долго не было света”, – говорит она.
При отключении света количество посетителей АЗС Socar в спальных районах выросло на 25%, в среднем по сети – на 15%, говорит Осипчук из Socar.
Последние 10 лет сети АЗС развивали нетопливный сегмент продаж. На заправках продается кофе, хот-доги, обустроены места для отдыха. К примеру, с 2013 г. по 2017 г. доля нетопливных товаров в общей структуре продаж WOG выросла с 3% до 30%. WOG продавала 32 млн. чашек кофе в год – в семь раз больше, чем в 2013 г.
Наценка на товары нетопливного сегмента может превышать 50%, в то время как на продажах горючего АЗС зарабатывает не более 10%, говорит аналитик консалтинговой компании “НефтеРынок” Александр Сиренко.
Топливные операторы ставят на своих АЗС дизельные генераторы мощностью от 50 кВт. Стоимость – от $12000, говорит Мельничук из БРСМ. На заправках Socar установлены генераторы мощностью 110 кВт. Такой генератор потребляет до 8 л дизеля в час.
Почему дизель-генераторы? Их использование экономически целесообразнее, говорит Мельничук из БРСМ. В среднем для производства 1 кВт-ч электроэнергии бензиновому генератору требуются 400 г горючего. Дизельному генератору нужно на 25% меньше горючего, газобензиновому – на 10-15% больше, говорит руководитель сервисного центра “КВИТКА” Максим Царев. (Forbes-Украина/Химия Украины и мира)