Фармацевтический рынок Украины, несмотря на войну, восстанавливается: растут продажи лекарств, на рынке увеличивается доля продукции украинского производства, фармкомпании расширяют географию экспорта. Компания “Дарница” определила главные тенденции на рынке.
Ключевые факты.
Продажи лекарств в первом полугодии 2023 г. по сравнению с тем же периодом прошлого выросли на 23% в денежном выражении. Как отмечают в “Дарнице”, с марта продажи ежемесячно растут почти на четверть по отношению к прошлогодним показателям.
Восстановлению рынка, среди прочего, способствовало увеличение количества работающих аптек. За первое полугодие в стране добавилось 336 работающих аптек, говорится в пресс-релизе компании.
По результатам первого полугодия 63,4% лекарства на рынке – украинского производства. Поскольку украинские лекарства в основном дешевле иностранных, их доля в денежном выражении составляет 37,0%, тогда как в натуральном – 63,4%. На сегодняшний день 7 из 10 крупнейших по объемам продаж фармацевтических компаний – украинские.
В 2022 г. украинские фармацевтические компании прекратили экспорт лекарств в РФ и Беларусь, которые являлись крупнейшими экспортными рынками. Несмотря на это, компаниям удалось выйти на новые рынки и увеличить экспорт в 2023 г. По итогам первого полугодия украинские производители экспортировали продукции на $128,4 млн. по сравнению с $102,9 млн. за аналогичный период прошлого года.
В первом полугодии 2023 г. Украина больше всего экспортировала лекарства в Узбекистан ($22,3 млн.), Литву ($14,7 млн.), Казахстан ($13 млн.) и Грузию ($12,6 млн.).
Контекст
Фармацевтическая компания “Дарница” основана в 1930 г. Стратегические направления развития портфеля – кардиология, неврология, решение проблем боли. Фармкомпания выпускает лекарства около 200 брэндов в 15 различных формах – в виде таблеток, растворов, капель, порошков и т. п. В 2021 г. “Дарница” произвела почти 19 млн. ампул, около 9 млн. упаковок инфузионных растворов и более 134,5 млн. упаковок таблеток. В январе 2022 г. Forbes оценил стоимость “Дарницы” в $400 млн. В марте прошлого года ее производство сократилось на 40%, в апреле вышло на довоенные объемы. Даже пришлось расконсервировать отдельные производственные линии, потому что запрос на ампулы вырос, заявляли в компании.
Последние два года “Дарница” была игроком №2. Основной конкурент, “Фармак” Фили Жебровской, в 2020 г. выручил более чем вдвое больше – 7,4 млрд. грн. против 3,6 млрд.
Известны рыночные доли конкурентов в розничных продажах, на которые приходится около 90% всего дохода крупнейших украинских фармпроизводителей. “Фармак” завершил предвоенный год, контролируя 5,89% розничного рынка медицинских препаратов, у “Дарницы” были 3,84%, по данным исследовательской компании Proxima Research. В третьем квартале этого года разрыв значительно снизился. “Фармак” завершил его с долей 5,25%, “Дарница” – 5,21%.
“Дарнице” удалось увеличить гривневую выручку, по сравнению с девятью месяцами прошлого года розничные продажи выросли на 16,3%, говорит Обризан. Но в количестве проданных упаковок компания просела на 13%, упала и в долларе.
Завоевание рыночной доли происходило на фоне драматических событий для украинской фармы. С февраля фармрынок сократился в натуральном выражении на треть. Причин несколько: временная оккупация территории, выезд миллионов украинок с детьми за границу, а именно женщины являются основными покупателями лекарств, плюс большой объем медицинской гуманитарной помощи. (forbes.ua/Химия Украины и мира)