На днях Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура сообщили о подозрении экс-нардепу Сергею Пашинскому, – его и еще пять человек подозревают в завладении арестованными нефтепродуктами компании Сергея Курченко.
Подозреваемый заявляет о политическом давлении, ведь речь идет о вероятном преступлении, произошедшем еще в 2014 году. Но эта история не такая простая, поскольку дело касается возможного разворовывания имущества Одесского нефтеперерабатывающего завода – актива, который до Революции Достоинства принадлежал Сергею Курченко, а с 2014-го то был арестован, то переходил в собственность государства. Судьба завода в отличие от его нефтепродуктов до сих пор не решена.
Когда-то действительно “лакомый” завод сегодня кажется уже никому особо не нужен. И все из-за огромных проблем с его конфискацией и управлением на протяжении десяти лет после ареста, сколько бы это себе в достижения ни записывали разные чиновники и политики.
Подготовка этого материала начата задолго до вручения подозрения Пашинскому, но, видимо, не зря. Нынешний Одесский НПЗ – яркая иллюстрация того, как не надо управлять арестованным и конфискованным имуществом.
При чем здесь Пашинский. История ведет свое начало с 24 февраля 2014 года, когда стали расследовать дело о неправомерных действиях должностных лиц группы компаний Курченко “Восточно-европейская топливно-энергетическая компания”. Довольно оперативно, уже в апреле 2014 года, судья Печерского районного суда Киева наложил арест на все недвижимое имущество и земельный участок ПАО “Одесский нефтеперерабатывающий завод”. В ноябре арестованное движимое имущество Одесского НПЗ передали для реализации Государственному предприятию “Укртранснефтепродукт”.
Почти сразу, в 2015-м, появились обвинения в злоупотреблении при продаже нефтепродуктов “Укртранснефтепродуктом”. Эту компанию журналисты связывают с совладельцем группы “Фактор” Сергеем Тищенко и экс-нардепом Сергеем Пашинским.
Как недавно стало известно от НАБУ и СБУ, “Укртранснефтепродукт” под поводом “вынужденности продажи” в полном объеме продал сырье по заниженным ценам. Причем полученные средства вывели на подконтрольные компании, а не в госбюджет. По версии следствия, речь идет об убытках на 967 млн. грн.
Ситуация развивалась стремительно как для таких кейсов, поэтому в июне 2017 года Суворовский районный суд Одессы своим приговором конфисковал эти активы, утвердив соглашение с обвиняемым заместителем директора по снабжению ПАО “Одесский НПЗ”. При этом правоохранители выделили из “основного дела” в отношении Курченко еще и уголовное производство об этой конфискации. Со временем этот приговор отменят, ниже расскажем о причинах этого.
А в октябре 2017 года уже другим приговором по соглашению государство взыскало нефтепродукты Одесского НПЗ или денежные средства, полученные от их реализации. Но эти деньги ГП “Укртранснефтепродукт” разместило на счетах в банке “Фортуна”. По информации СМИ, этот банк уже находился в процессе ликвидации с 22 февраля того же года.
После вынесения приговора о конфискации правительство передало завод Фонду госимущества, и тот в январе 2018 года создал отдельное государственное предприятие для работы с ним. Решение Кабмина о передаче Одесского НПЗ в ФГИУ сейчас оспаривается в суде, но пока продолжается рассмотрение уголовного дела против Курченко, судебное разбирательство этого иска остановлено.
Небрежная конфискация. В то же время приговор о специальной конфискации активов Одесского НПЗ достаточно быстро вступил в законную силу. Но собственники актива не оставляли попыток отменить конфискацию и благодаря нужному решению Верховного суда добились пересмотра приговора в апелляции. В итоге в 2021 году судьи Кропивницкого апелляционного суда, пересматривающие приговор, установили процессуальные ошибки и неточности.
К сожалению, громко анонсированная бывшим генпрокурором Юрием Луценко конфискация Одесского НПЗ стала мыльным пузырем из-за непрофессиональных действий органов правопорядка. А конфискованный НПЗ уже перестал быть конфискованным.
Так эти активы снова получили статус арестованных в уголовном производстве в отношении Курченко. И их судьба уже может быть решена или в уголовном производстве, которое сейчас слушает Приморский районный суд Одессы в отношении самого пособника Януковича, или же в порядке санкционного законодательства.
Совет нацбезопасности и обороны наложил на Курченко санкции и заблокировал его активы, а это основание для Минюста обратиться в Высший антикоррупционный суд с иском о взыскании этого имущества. Но тут уже возникают вопросы о том, нужны ли эти активы государству с учетом их нынешнего состояния. Потому что кажется, что конфисковывать уже будет нечего.
В феврале 2019 года первый заместитель начальника регионального отделения ФГИУ в Одесской области Сергей Гусаков сообщил, что после завершения инвентаризации активов установлено: немало оборудования предприятия утратило свою функцию. В частности, из-за того, что не было законсервировано надлежащим образом.
Так что даже специализированные государственные предприятия типа “Укртранснефтепродукта” за десять лет так и не смогли обеспечить надлежащую консервацию и промежуточное управление этим арестованным активом.
Более того, в феврале 2021 года ФГИУ сообщил Одесской областной прокуратуре об отсутствии в созданном им ГП “Одесский НПЗ” финансирования для осуществления надлежащей охраны этого объекта.
Примечательно, что в начале этой истории недостаток внимания к проблемам управления арестованным имуществом все же заметили, поэтому приняли соответствующий закон, а 24 февраля 2016 года правительство создало Агентство по розыску и менеджменту активов. И поэтому для сохранения активов Одесского НПЗ его в мае 2021 года передали АРМА.
Из ведомостей реестра арестованных активов видно, что в последний раз конкурс на управление этими активами объявлялся в мае 2022 года, а в августе 2023-го АРМА инициировало перед Кабмином применение специальной процедуры. Глава агентства мотивировала свою позицию следующим образом: “Стратегическими активами должно управлять государство! Ведь только у государства есть ресурс для их сохранения”. И это утверждение странное, поскольку, как видим, именно государство привело Одесский НПЗ к такому состоянию.
На сегодняшний день информации об определении Кабмином управляющего так и нет.
Все описанное выше показывает, что в деле о конфискации Одесского НПЗ что-то с самого начала пошло “не туда”, сейчас приходится пожинать плоды поспешности и пробелов законодательного регулирования. Дело в том, что качество приговора о конфискации, да и в целом процессов управления арестованным имуществом было и остается крайне низким. На это указывают многие факторы: приговор суда отменили через несколько лет из-за огромного количества нарушений при его принятии; Фонд госимущества, которому передали в управление завод после конфискации, обращался в прокуратуру с письмом, что не может обеспечить сохранение этого имущества из-за отсутствия финансирования; имущество Одесского НПЗ систематически разворовывали; актив передали АРМА в мае 2021 года, но агентство инициировало перед правительством поиск управляющего для него только в августе 2023-го.
При этом есть дело Курченко и есть вопросы об обращении с пока еще его, хотя и арестованным, имуществом. Эти кейсы связаны, каждый из них требует особого внимания, даже если речь идет о подозрениях бывшим чиновникам. Потому что если не разобраться с этим сейчас, в дальнейшем будем иметь также много других “мертвых” активов. И, что хуже, – иски от собственников этих активов с требованием о возмещении нанесенных им убытков. (zn.ua/Химия Украины и мира)