Продление запрета экспорта бензина из РФ до конца 2024 года позволит снизить оптовые цены на Аи-95 до 50-60 тыс. руб. за тонну, считает аналитик ФГ “Финам” Сергей Кауфман.
“Полагаем, что запрет на экспорт позволит вернуть оптовые цены на Аи-95 в нормальный для них диапазон 50-60 тыс. рублей за тонну, что снизит давление и на цены в рознице, которые в таком сценарии по итогам года могут вырасти не более чем на 7-7,5%”, – сказал он.
Аналитик полагает, что возможность снятия запрета на экспорт ближе к концу года будет зависеть от оперативных данных на оптовом рынке. “Если мы увидим устойчивый уход оптовых цен ниже 50 тыс. рублей за тонну, то снятие запрета будет вероятным. При этом в условиях остановки публикации данных о производстве бензина оценить сроки насыщения рынка достаточно проблематично”, – добавил он.
Кауфман заметил, что пока преждевременно говорить, будет ли механизм действовать постоянно. В нормальной ситуации Россия производит на 100-150 тыс. б/с бензина больше, чем потребляет. “На этом фоне опция запрета на экспорт будет рассматриваться в периоды временного снижения производства из-за разных факторов или повышенного спроса, как сейчас. Однако предпосылок для его постоянного действия пока нет”, – подытожил он.
Решение правительства запретить экспорт бензина с сентября по конец года вряд ли будет постоянной мерой, более того, высоки шансы, что его отменят в ноябре – декабре, так как ситуация на рынке в эти месяцы, скорее всего, будет стабильной, считают эксперты.
“Это вполне возможно (отмена запрета в ноябре-декабре) на фоне сезонного снижения цен и если об этом будут аргументировано просить нефтяные компании. Правительство гибко подходит к этому вопросу и будет действовать по ситуации”, – отметил директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
Старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин считает продление запрета экспорта до конца года избыточным, так как рынок сбалансирован, несмотря на рост спроса на автомоторное топливо. Он считает, что для рынка опасным может быть только период конца августа – начала сентября из-за ремонтов и остановок на НПЗ, хотя даже в эти месяцы ситуация выглядит контролируемой.
“Мы считаем, что этот эффект (выхода НПЗ на ремонты) будет краткосрочным и существенным образом не отразится на балансе спроса и предложения. Так, по предварительным оценкам топливному рынку удастся избежать кризиса 2023 г., когда на рынке сформировался существенный дефицит топлива, ограничившись ростом волатильности на сырьевой бирже и снижением товарных запасов топлива. Поэтому решение о продлении запрета экспорта выглядит как перестраховка правительства на случай непредвиденных изменений в графике ремонтов НПЗ, утвержденном Минэнерго”, – отмечает эксперт.
Белогорьев считает, что полный запрет экспорта вряд ли возможен, так как для отдельных НПЗ запрет экспорта бензина, прежде всего, Аи-92, станет слишком болезненной мерой и может привести к снижению их производства, что явно противоречит целям правительства.
“Экспортные ограничения, строго говоря, – не лучшая практика с точки зрения стимулирования производства. А надежно насытить внутренний рынок бензинов можно только увеличивая их производство опережающими темпами по отношению к росту спроса. Этого невозможно добиться, если перед НПЗ будет все время маячить угроза запрета на экспорт”, – добавил он. (rcc.ru)