Импорт сжиженного газа в августе вырос до 124 тыс. т или около 4 тыс. т в сутки. Это на 41% больше, чем в июле 2024 года, и на 46% – чем в августе 2023 года. Об этом свидетельствуют данные Консалтинговой группы “А-95”.
Основной причиной наращивания объема отгрузок была новая ставка акциза, которая для LPG 1 сентября выросла с 52 евро до 148 евро/1000 л. Похожая ситуация сложилась в июне прошлого года перед возобновлением довоенной ставки НДС в июле (с 7% до 20%), но тогда рост был менее существенным.
Украинские трейдеры единогласно отмечают, что увеличение поставок в начале августа рано для адекватного наполнения рынка, из-за чего объем импорта достиг неожиданно большого размера. “Уже с начала августа объем ввезенного газа был слишком велик с учетом старых остатков и спроса”, – отметили в одной из крупных топливных компаний.
Но основной наплыв газа пришелся на последнюю неделю месяца. С 26 по 31 августа поставки газа составили 4,96 тыс. т в сутки, что на 34% больше, чем неделей ранее, и являются рекордным недельным показателем импорта с декабря 2021 года.
Основной прирост пришелся на железную дорогу. Снабжение газа вагонами-цистернами в августе выросло до 34,1 тыс. т – в 2,6 раза больше, чем в июле. 45% всего железнодорожного ресурса было отгружено из Польши (15,5 тыс. т).
Также увеличились поставки по реке Дунай: с 22,1 тыс. т в июле до 38,4 тыс. т в августе. Помимо объема продукта обращает внимание и рост числа импортеров. В частности, в корзину импортных продуктов газ в августе включили “Арстак”, “Джетлайн” и “Кворум-Нефть”. Кроме того, возобновил импорт на южные терминалы и “Энергоимпекс”, который с мая этого года не снабжал газ этим путем.
57% от общего августовского импорта продукта разделили между собой Румыния (32%) и Польша (25%). Снабжение из Румынии выросло по сравнению с июлем на 19% до 39,5 тыс. т в сутки, из Польши – на 38% до 31,6 тыс. т.
С румынского направления почти в два раза увеличились поставки газа с Unicom Oil Terminal, до 15,4 тыс. т., что составляет 39% от общего импорта по этому направлению. Прибавила объема и отгрузка с терминалов Bulmarket (+13%, до 9,6 тыс. т), Callatis Gas (+27%, до 3,6 тыс. т). В то же время с терминала Interport Gaz в Мидии она уменьшилась на 26% до 3,4 тыс. т.
С западного направления наибольший объем был отгружен с базиса Glob Terminal: 6,5 тыс. т, это чуть более чем вдвое превышает показатель позапрошлого месяца. Импорт с AmeriGas Polska вырос в 2,3 раза до 4,1 тыс. т.
Кроме того, на 13% до 8,8 тыс. т (15 газовозов в сутки) возросла отгрузка газа с терминалов, имеющих признаки торговли российским газом. И если после внедрения таможней обязательного сертификата происхождения сырья в марте этого года цены на газ с терминалов в г. Сокулка и Вулька-Добринска более или менее соответствуют средним рыночным по этому направлению, то с Белостока (терминал отгрузки Pakar Jacek) остаются значительно ниже стоимость европейского ресурса. С этого терминала в августе импорт газа вырос на 41% до 3,1 тыс. т или 5 газовозов в сутки.
В августе благодаря плодотворному труду южных трейдеров поставки газа из портов Турции выросли до 14,3 тыс. т (в 3,3 раза больше, чем в июле). 61% общего импорта по этому направлению или 8,7 тыс. т были отгружены компанией AGTG SA, 35% или 5 тыс. т пришлись на Commercio Petroleo (входит в группу “БРСМ-Нафта”). (enkorr.ua)