Нефтеперерабатывающие предприятия в Азии, Европе и Соединенных Штатах столкнулись с падением рентабельности до многолетнего минимума, что означает спад для отрасли, наслаждавшейся стремительным ростом доходов после пандемии, и подчеркивает степень нынешнего замедления глобального спроса.
“Конечно, похоже, что суперцикл переработки, который мы переживали за последние несколько лет, может сейчас подойти к концу, когда поставки с недавно открытых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) наконец-то догонят медленнее растущий спрос на топливо”, – сказал аналитик Commodity Context Рори Джонстон.
Прибыль от нефтепереработки в Сингапуре, главный показатель для Азии, упала до $1,63 за баррель 17 сентября, что является сезонным минимумом с того же периода 2020 года. Маржа дизельного горючего в Азии в тот же день упала до трехлетнего минимума, согласно данным LSEG.
Слабая экономика Китая является ключевой причиной. Рост промышленного производства в крупнейшем мировом импортере нефти упал до пятимесячного минимума в августе, тогда как производство НПЗ упало на пятый месяц, поскольку низкий спрос на топливо и мягкие экспортные наценки сдерживали производство.
Чрезмерное предложение на мировом рынке дизельного горючего из-за слабого спроса является одной из главных причин слабости маржи.
Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует, что спрос на дизельное топливо и газойль в этом году в среднем составит 28,3 млн. баррелей в день (б/д), сократившись на 0,9% по сравнению с 2023 годом, в то время как спрос на бензин, авиационное топливо, LPG и мазут будет расти за тот же период.
Согласно данным LSEG, в конце августа маржа на европейское дизельное топливо упала примерно до $13 за баррель, самого низкого показателя с декабря 2021 года. В августе оно стоило в среднем $16,6 за баррель, что менее половины среднего уровня в $38,3 в августе 2023 года.
Прибыль от бензина также находится под давлением в Европе, несмотря на более высокий спрос. Согласно данным LSEG, он составил в августе в среднем $12,1 за баррель, упав на 61% по сравнению с показателем на уровне $31 в августе 2023 года.
Ранее в этом месяце Petroineos подтвердила, что закроет свой НПЗ Grangemouth в Шотландии и ожидается закрытие в Германии.
В этом году новые мощности наращиваются, включая нигерийский завод Dangote мощностью 650 тыс. б/д, Dos Bocas в Мексике 340 тыс. б/д, Al Zour в Кувейте 615 тыс. б/д и Duqm в Омане 230 тыс. б/д.
“Во всем мире нефтеперерабатывающих мощностей явно слишком много по сравнению с уровнем спроса, а новые мощности лишь усугубляют ситуацию”, – сказал главный экономист Vortexa Дэвид Вех.
13 сентября аналитики Bank of America заявили, что ожидают, что мировая маржа нефтепереработки продолжит падать после снижения на 25% с квартала до текущей даты и на 50% на спотовой основе, а также роста новых нефтеперерабатывающих мощностей на 1,5 млн. б/д в годовом исчислении. (enkorr.ua)