В июле розничная маржа по реализации сжиженного газа в восточных воеводствах Польши упала до 0,29 зл/л ($0,07/л) с 0,69 зл/л ($0,17/л) в июне, свидетельствуют расчеты Консалтинговой группы “А-95” на основе данных POPiHN.
Сокращение доходов операторов сетей было обусловлено ростом оптовых цен на сжиженный газ. Восточные воеводства Польши традиционно снабжаются российским сжиженным газом, стоимость которого ниже западного продукта. Расчеты “А-95” свидетельствуют, что в I полугодии автомобильные партии LPG нероссийского происхождения на восточных терминалах Польши стоили в среднем на $124/т (490 зл/т) дороже российского продукта. Такая разница цен обеспечивала высокую маржу польским компаниям, работающим на востоке страны.
Но с середины июня ситуация на польском рынке начала стремительно меняться. Перебои в поставках из России привели к возникновению дефицита российского газа и росту оптовых цен. Если в середине июня на восточных терминалах Польши автомобильные партии ПБТ российского происхождения продавались за 2020-2050 зл/т ($500-508/т), то в начале августа трейдеры просили 2650-2750 зл/т ($668-693/т).
Рост оптовых цен на российский автогаз продолжался и в августе с сентябрем. По состоянию на начало октября автомобильные партии ПБТ на восточных терминалах Польши предлагались за 2850-2900 зл/т ($738-764/т). Таким образом, за последние два месяца цена на литр LPG в регионе выросла примерно на 0,09 зл. Впрочем, в сентябре розничная маржа в Подлясском и Люблинском воеводствах должна была увеличиться из-за роста розничных цен. В августе-сентябре стоимость автогаза на АЗС выросла с 2,56-2,65 зл/л до 2,76-2,8 зл/л.
Продолжающееся сокращение поставок российского газа заставляет польских трейдеров на востоке Польши увеличивать закупки продукта с западных базисов и балтийских портов. Более большие логистические расходы по доставке на восток Польши из нероссийских источников приведут к тому, что когда-то имеющий самый дешевый газ регион после внедрения эмбарго будет получать его по самым высоким ценам в стране. (enkorr.ua)