Последняя неделя накануне лета прошла в жарких переговорах, результатом которых стало резкое падение наценок на крупнооптовые партии дизеля. Ситуация на рынке выходит на новый уровень – если раньше за профицит расплачивались в основном украинские импортеры, то сейчас об убытках заговорили и зарубежные компании.
Падение продаж в мае привело к обострению конкуренции среди польских поставщиков. Премии на железнодорожные партии ДТ, отгружаемые из порта Гдыня на условиях DAP, упали на $6/т до $51-53/т в CIF NWE без эскалации.
По словам трейдеров, установленный уровень убыточный и альтернативных хороших решений здесь нет. “Это продажи в “минус”, но если не везти, то потери будут еще больше, потому что тогда убытки несет и логистическое подразделение”, – говорит представитель польской компании.
Из терминала в Дембогоже железнодорожные объемы были проданы за $20-23/т к CIF NWE без эскалации, это на $5/т меньше по сравнению с майскими соглашениями. В мае к пулу продавцов дизеля из терминала PERN добавилась BP Polska, которая в последний раз грузила вагоны в Украину в ноябре 2023 года. По словам источников, “британцы” предлагали на июнь продукт из Дембогоже за $20-21/т, но им удалось продать в лучшем случае один поезд.
Исторически низкие премии в Дембогоже были омрачены предложениями коллег из Щецина. На июнь вагоны из терминала Baltchem предлагались за $41-45/т к CIF NWE без эскалации на польско-украинской границе.
Компания Яна Бобрика Oktan Energy, один из резидентов Щецина, уверенно прокладывает путь на украинский рынок в результате более интересных условий. В мае она реализовала всего 6 тыс. тонн, но в июне с подобными исходными данными имеет шансы увеличить продажи. “Oktan вроде бы немного продает, но этого объема достаточно, чтобы сломать рынок всем остальным”, – отмечает представитель польской компании.
Концерн Orlen также вынужден был пересмотреть условия и сбросить $6/т. Железнодорожные объемы с терминала в Журавице были проданы за $65/т к CIF NWE. Из литовской Моцкавы вагоны будут отгружаться за $25-27/т, что на $3/т меньше, чем по майским соглашениям.
Автомобильные партии ДТ с поставкой в июне из восточных польских терминалов предлагаются за +$50-65/т к котировкам CIF NWE без учета эскалации, что соответствует уровням мая и апреля. На фоне уменьшения наценок на железнодорожные объемы продажи в топливовозах все больше теряют свою эффективность.
Польские продажи также подавляют более дешевые предложения с литовских терминалов. В последнюю неделю мая Orlen Lietuva продавала автомобильные партии ДТ из Мажейкяя и Моцкавы с наценками $11/т и $24/т к котировкам CIF NWE с эскалацией, что давало предпочтения польским предложениям в $17-31/т.
Если западные трейдеры только начали нести убытки, то на юге это уже привычная реальность. Растущее безденежье заставляет импортеров не только выбивать скидки с поставщиков, но и искать альтернативные источники. Как следствие, начинают звучаать забытые названия портов и терминалов. В феврале компания Wexler “откупорила” подсанкционную Мармару, где расположен терминал Opet, а в конце мая в Украине разгрузился дизель, поступивший с другого токсического направления – грузинского терминала Пулеви. Понятно, что рынок заговорил о “кровавом” топливе, но убедительных доказательств этого пока нет.
В конце мая автомобильные партии на дунайских терминалах продавались с наценками $36-57/т к котировкам CIF Med. При этом себестоимость поставок из Румынии, Греции и Турции считалась на уровне $58-69/т.
“Из-за чрезмерного перелива рынка оптовые трейдеры на берегу продавали дизель со скидками 0,5-1 грн./л”, – комментирует “успехи” в продажах южных трейдеров один из украинских импортеров.
Неудивительно, что в сложившейся ситуации импортеры были настроены получить более низкие премии на морские партии топлива в июне. По словам участников рынка, танкерные партии из Греции в начале лета предлагаются за $17-20/т к котировкам FOB Med, это на $2-4/т меньше по сравнению с майским уровнем. Грузы с турецкого завода STAR продаются от $17/т к FOB Med, на $4-5/т меньше, чем в мае. Некоторые на рынке считают, что эти дисконты от ранее несгибаемых поставщиков являются прямым следствием нарастающих поставок по “подсанкционным” направлениям.
Баржевые партии из румынской Констанцы подешевели на $2-4/т до $24-25/т к котировкам CIF Med. Навстречу рынку пошли и перевозчики – из-за уменьшения спроса со стороны маслечников они снизили ставки фрахта танкеров на $3-5/т и смягчили демередж.
Таким образом, экономика торговли на юге в начале лета улучшится. Впрочем, предложенные июньские скидки лишь временно ослабят страдания импортеров, считают трейдеры. В конце концов, украинские компании снова погрузятся в убытки, только теперь карманы будут выворачивать и зарубежные поставщики.
“Сейчас премии на море можно снизить и до нуля. Но это не решает главный вопрос – кому продавать топливо”, – констатирует крупный швейцарский трейдер. (enkorr.ua)