Снижение цен Sonatrach в июне привело к увеличению ценового разрыва между предложениями из Польши и Румынии. Польские компании фактически приостановили реализацию в украинском направлении, поскольку цены стали неконкурентными. На юге активность покупателей несколько выше – в начале июня появился даже легкий дефицит бутана.
В начале июня цены на автомобильные партии смеси на польских терминалах практически не претерпели изменений и составляли $610-640/т на условиях FCA. С учетом стоимости транспорта на польско-украинскую границу ценовой диапазон также остался незыблемым – $640-683/т.
Некоторые трейдеры были готовы предоставлять скидки в $5-10/т, впрочем, к реальным сделкам это не приближало. “Мы снизили цену на $10/т, но она все равно непроходима, юг торгует дешевле”, – сообщили в польской компании.
По словам участников рынка, компании Pakar, Byalchem Group и Venor Polska не могут в дальнейшем снижать цены, поэтому сосредоточились на продажах польским потребителям, которые пока готовы платить больше украинцев. “Мы сейчас продаем $650/т на FCA, но только на внутреннем рынке. Украина пока недостижима”, – сказал польский трейдер. Оптовые цены для польских покупателей в течение мая снизились примерно на $30-50/т, что сказывается на стоимости в рознице. Через две недели автогаз подешевел в среднем на 0,1 зл/л (1,1 грн./л) до 2,66-2,86 зл/л (29,4-31,7 грн./л).
В начале июня котировки газа в Европе колебались вокруг уровня $450/т без четкого выраженного тренда. Большие партии пропана торговались в среднем $453/т CIF ARA, это на $3 меньше недели назад. Бутан подешевел на $11/т до $447/т.
На польских границах котировки пропана и бутана двигались в разные стороны. Оптовые партии пропана в Гданьске подорожали с $660-675/т до $660-690/т FCA, в то время как железнодорожные партии бутана подешевели в среднем на $11/т до $490-524/т.
В отличие от польских компаний литовские поставщики не оставляют надежд в июне немного поторговать на украинском рынке. В начале месяца автомобильные партии смеси на литовских ГНС уменьшились на $9-15/т до $608-619/т с учетом доставки на польско-украинскую границу. Конкурентные цены литовским трейлерам удается держать за счет дешевого ресурса с Мажейкяйского НПЗ. Orlen Lietuva на следующую неделю снизил цены газа для украинских контрагентов на $5-10/т до $520-525/т FCA Юодекай.
Низкие цены в Литве позволяют компаниям продавать газ и на польском рынке. Но, по словам трейдеров, на востоке Польши им приходится конкурировать с российским бутаном. “Мы продаем газ и в Польше, но у поляков свой рынок со своими поставщиками. К тому же наши объемы невелики, поэтому мы не можем им предложить много”, – рассказали в литовской компании.
Участники рынка предполагают, что с повышением температуры в Литве Orlen начнет урезать объемы продаж и увеличивать собственное потребление для генерации притормаживающей цены электроэнергии.
Железнодорожные объемы из польских терминалов предлагались за $690-700/т DAP Изов, спрос на смесь по таким ценам практически отсутствует. В начале июня Eurogas LPG предлагала остатки смеси за 540 евро/т (-20 евро/т к предыдущей неделе) на условиях DAP Эперешке. 3 июня венгерский производитель MOL собирал заявки от украинских контрагентов, но, по словам опрошенных компаний, соглашений не было заключено. “Сейчас обсуждаем с ними объем и цену. Мы озвучили свои пожелания, они пошли совещаться”, – рассказал один из участников торгов. Во второй половине мая MOL продала объемы смеси нескольким украинским покупателям за $610-615/т DAP Эперешке. Также отгружался бутан за $520-560/т DAP Эперешке.
В начале июня автомобильные партии смеси в Галаке подешевели на $30-35/т до $590/т благодаря снижению цен Sonatrach. Майские остатки пропана предлагались за $650/т, на $10/т меньше по сравнению с предыдущей неделей. В первые дни лета в водах Дуная не было замечено судов, направлявшихся на разгрузку в Галац. Также ожидается поступление партии смеси на терминал в Мидии. По словам представителя компании Unimot, предыдущая цена на газ, поступающий на терминал Octogon, составит $560-570/т FCA.
В начале июня в Румынии наблюдается недостаточное предложение бутана. По словам покупателей, Bulrom Gas и Gaspeco не имели объемов или предлагали ограниченное количество продукта. “OMV Petrom только что завершил ремонт, но цены и объемы будут не раньше 15 июня”, – сообщил один из румынских трейдеров. С 1 июня румынский рынок перешел на летний стандарт смеси автогаза, что привело к росту спроса на бутан и образованию излишков пропана. Во второй половине мая бутан из терминала в Плоеште можно было приобрести за $520-530/т. (enkorr.ua)