После длительного ожидания смены ценовой конъюнктуры розничные цены на бензин полезли вверх. В то же время дизель оставался стабильным, а сжиженный газ пошел вниз.
Со 2 по 11 июня средняя стоимость бензина марки А-95 увеличилась на 44 коп./л (средняя цена 54,97 грн./л), дизельного горючего – почти не изменилась (52,49 грн./л), на сжиженный газ – уменьшилась на 62 коп./л (34,21 грн./л).
Удорожание бензина назревало давно, о чем сигнализировала давно худеющая маржа и в начале июня составляла 7,18 грн./л – наименьший показатель в течение года. Увеличение мировых котировок нефти до $66-67 за баррель поставило точку в этих колебаниях, 11 июня ОККО и WOG увеличили стоимость «пятых» бензинов на 1 грн./л.
UPG пыталась быть оригинальной: стандартная марка выросла на 90 коп./л, фирменная – на 1,40 грн./л. Известная своим микропрайсингом “Укрнафта” начала играть в эту игру первой, добавив первые 50 коп./л в начале недели. Вторые 50 добавились вместе вышеупомянутыми конкурентами. От 30 коп. до 1 грн./л добавило горючее на станциях Shell, VostokGaz, “Маркет”, U.GO, “Кворум”, RLS и VST.
В отличие от бензина дизель сохранил неплохой запас маржинальности – 9,11 грн./л, поэтому старался не замечать удорожание в опте на 70 коп./л.
Тем временем некоторые умудрились поиграть и на этой площадке: “Маркет”, SUNOIL, традиционно точечно Chipo, Marshal и “БРСМ” снизили цены на дизель в пределах 0,10-1 грн./л.
Какой продукт удивил, так это сжиженный газ, что стало следствием значительных поставок. На 11 июня средняя оптовая цена составила 51110 грн./т или 27,60 грн./л (540 кг/куб. м), что на 740 грн./т (0,40 грн./л) ниже, чем в начале месяца. С начала мая цена потеряла 4040 грн./т или 2,18 грн./л.
За неделю больше всего – на 1,50 грн./л – уменьшилась цена по оба ценовых полюса у Shell и “Авантаж 7”.
На 1-1,25 грн./л опустились цены на станциях “Укрнафты”, Mango, VostokGaz и Rodnik. У остальных стоимость уменьшилась на 26-90 коп./л.
Несмотря на постепенное удешевление газа на колонках, спрэд между оптовыми и розничными ценами остается существенным. С начала июня в среднем он равнялся 6,74 грн./л, что на 0,80 коп./л больше среднего показателя апреля.
Высокой маржинальностью сети пытаются компенсировать слабые проливы. “Мы рассчитывали на начало сезона в апреле, потом в мае, но, к сожалению, в прошлом месяце вышли только на прирост 3,5%. Учитывая разное количество дней в мае/апреле, можно сказать, что получили то же”, – рассказали в одной из сетей.
Разочарованы слабым сезоном и в других сетях. По сравнению с прошлым годом реализация газа уменьшилась в среднем на 7%.
Учитывая высокую рентабельность, цены на сжиженный газ обладают потенциалом к снижению как минимум еще на 1 грн./л. О наличии запаса маржи свидетельствуют акции выходного дня: полтавские операторы “Автотранс” и BVS дополнительно снизили стоимость газа на 1,20 грн./л, оставив “светлые” без изменений.
Маркетмейкеры традиционно предложили “- 2,50 грн./л”, хотя в начале проведения акций скидка не превышала 1 грн./л.
Бонусом для полтавских сетей является близкое расположение к базисам внутренних производителей, у которых цена на газ вне конкуренции. Но если “Автотранс” покупает на внутреннем рынке, то BVS является крупным импортером, попавшим в мае в тройку крупнейших.
Из-за более существенного удешевления газа у дискаунтеров разница цен между ними и премиальными сетями выросла на 56 коп./л до 3,54 грн./л. В то же время на бензин прибавила 67 коп./л до 7,78 грн./л, на дизель осталась без изменений (7,10 грн./л).
По состоянию на 11 июня соотношение цены на бензин и газ снизилось до 62,2% с 63,8% в начале июня. Последний раз такой показатель фиксировался в середине ноября 2024 года. Если еще будет реализован гривневый потенциал снижения при установившемся бензине, соотношение упадет до 60%, что вернет его к уровню середины октября прошлого года.
Снижение маржи на бензине будет и дальше мозолить ритейлерам. В то же время дизель, имея достаточно хорошую маржу, очевидно сохранит текущую цену. (enkorr.ua)