Резкий рост котировок на бензин в середине июня привел к существенному увеличению стоимости этого автомобильного горючего. Но был у бензина фактор, существенно напрягавший ситуацию, – резкий рост спроса на импорт.
Все это заставило рынок бежать вдвое быстрее, что привело к законодательным изменениям в части обязательного добавления биоэтанола. Все это очень напомнило жаркие дни 2022 года, когда рынок преодолел самый острый кризис в своей истории.
С момента стремительного повышения котировки бензина взлетели на $100/т (3,75 грн./л), но в конце июня почти вернулись к докризисным значениям. Однако за этот непродолжительный период трейдеры успели законтрактовать немалые объемы бензина, которые продолжают поступать на рынок и поддерживать цены. Вместе с тем уже имели место и новые посткризисные, и более дешевые партии, которые начали тянуть оптовые цены вниз.
Тормозит удешевление горючего и рост валютного курса. Как свидетельствуют данные Минфина, за месяц евро вырос на 1,84 грн./евро, что только на акцизе прибавило почти 0,60 грн./л.
Согласно мониторингу Консалтинговой группы “А-95”, по состоянию на 1 июля стоимость А-95 уменьшилась по сравнению с ценовым пиком на 1,72 грн./л до 51,74 грн./л. Это слабое успокоение, если учесть, что в месячной динамике прирост составил 4,73 грн./л с максимальным ростом в момент до 6,45 грн./л (53,46 грн./л).
По состоянию на 1 июля на юге средняя стоимость горючего составляет 51,84 грн./л. Предложения стартуют от 51,70 грн./л у “Юкаса Петролиума” до 52,50 грн./л у “Солар Оила”.
Из-за ограниченных объемов ресурса с биоэтанолом и снятия штрафов за продажу “безалкогольного” бензина на юг вернулся Е0. Наиболее заметным игроком по бензину стали “галы”, первыми распечатавшие южное направление партиями из OMV Petrom.
По имеющимся данным, у ребят из Львова очень большие планы: источники в компании говорят, что законтрактованные объемы способны перекрыть весь потенциальный спрос. Такие же планы вроде бы и у “Укрнафты”.
Активно начал поступать 95-й бензин из Молдовы. Так, с 23 по 29 июня было импортировано на 28% больше, чем за весь май – 4,04 тыс. т. Покупателями были как трейдеры, так и региональные сети. По словам одного из южных трейдеров, бензин в Молдове продан на неделю вперед. “Мы контрактовали Е0 на прошлой неделе в четверг. А только в среду или даже в четверг на этой неделе встанем на загрузку”, – добавил он.
Начал поступать из страны и Е5 производства OMV Petrom. Кроме того, из-за спроса зафиксированы румынские поставки марки Е10 (от 7% до 10% биоэтанола) из терминала Oscar Downstream.
В позапрошлую неделю был импортирован почти 1 тыс. т такового бензина, когда как в мае недельные размеры в среднем составляли около 330 т. Более активно уехало горючее от Oscar после внедрения обязательного добавления биоэтанола.
На западе в приграничных областях цены на бензин А-95 варьируются в пределах 51-53 грн./л (Волынская область), 50,95-51,60 грн./л (Львовская) и 50,50-51,05 грн./л (Закарпатская).
Через польско-украинскую границу основным поставщиком остается ORLEN Lietuva. На прошлой неделе оттуда поступили 14,6 тыс. т бензина (+48% к объемам неделей ранее), что является историческим максимумом.
Импорт из Польши вырос на 34% до 6,3 тыс. т, из которых 160 т Е10. Горючее с емкостью спирта 7,8-9,7% привез из Unimot ОККО.
Кроме того, Е10 уезжал из Словакии и Латвии. С первого направления с базиса Progress Trading везли “Петра Вест” (АЗС “Свои”) и “Элерон” (АЗС Eleron): 0,433 тыс. т, со второго – “Олас”: 2 бензовоза.
В то же время, поставки из Германии сократились до 0,79 тыс. т с 3,6 тыс. т неделей раньше. В середине месяца оттуда поступила партия бесспиртового бензина в объеме 1,33 тыс. т для UPG.
В общей сложности на прошлой неделе в страну были завезены 35,3 тыс. т А-95, что на 45% больше, чем неделей ранее. На почти такой процент до 0,96 тыс. т вырос и импорт А-98. Объемы поступали из Польши и Литвы.
В июне среднесуточный импорт бензинов вырос по сравнению с маем на 5% до 3,5 тыс. т. По отношению к аналогичному периоду прошлого года снижение составило почти 8%.
Трейдеры активно контрактуют бензин, что в недалекой перспективе может обернуться профицитом продукта, как это давно уже на рынке дизтоплива. Также похоже, что спиртсодержащим бензинам придется снова подождать, поскольку в условиях разрешения на Е0 переплачивать за Е5 никто не будет.
Что касается цен, то они продолжат идти вниз, не исключено, что впоследствии потянут за собой розницу, которая на фоне кризиса выпрыгнула за 60 грн./л, это очень расстроило потребителей. (enkorr.ua)