Оптовые цены на дизельное топливо продолжают сохранять нисходящий тренд, начавшийся две недели назад. Удешевлению топлива способствовали снижение внешнего рынка, проседание валютного курса, уменьшение премий зарубежных поставщиков и увеличение объемов импорта. Не всколыхнул рынок и рост нефти до $73/барр. в середине недели, поскольку фьючерсы на Лондонской бирже не отреагировали.
В третьей декаде июля трейдеры начали более активно везти горючее на юг. Выделим ресурс из подсанкционного порта “Кулю” (Грузия), поставки из него были на паузе с мая этого года. Партия горючего производства азербайджанского завода Heidar Aliev Oil Refinery (HAOR, Баку) объемом 2,3 тыс. т привез Wexler. Растаможен груз “Трейд Опт Ресурс” (новая компания из Кропивницкого, зарегистрированная 15.05.2025 г.) и уже совсем не новое “ФЛП Решотка”.
В общей сложности с 21 по 27 июля на юг зашли 69,2 тыс. т дизеля, что на 36% больше, чем неделей ранее.
“В какой-то момент мы начали ощущать профицит дизельного горючего”, – утверждал один из трейдеров.
Существенно возрос импорт из Греции: в 2,6 раза до 21,1 тыс. т. А из Румынии снизился на 11% (32,7 тыс. т). Объяснение стандартное: греческое горючее было дешевле румынского. Румыны снизили премии на август по сравнению с уровнем середины июля до $32-35/т, но это не изменило ситуацию: дизель из Констанцы остается дорогим по сравнению с Грецией или Турцией, где премии составляли $25-26/т. Не в пользу Румынии и разница котировок CIF Med и FOB Med, которая вторую неделю остается выше $14/т.
Немного нивелирует дороговизну фрахт. Несмотря на то, что уровень воды в Дунае остается на минусовой отметке (-102 см на 1 августа, + 61 см за две недели), стоимость доставки баржами снизилась до $21-22,5/т. Транспортные расходы по танкерным перевозкам составляют $30-35/т.
“Пока Констанца дороже Греции на $15/т. С учетом нынешних цен на юге ресурс оттуда выходит в минус”, – рассказал один из южных импортеров.
Согласно мониторингу Консалтинговой группы “А-95”, стоимость дизеля на юге составляла 45-45,80 грн./л. Но, по словам трейдеров, клиенты рассказывали и о более низких ценах. Появилось на рынке предложение от “Эксон ЮК” (45,30 грн./л с отгрузкой 3 августа), которого не было с середины июля. Чуть ниже предлагал “Укройлпродукт” – 45,25 грн./л. В большинстве цены в первой половине дня стартовали от 45,50 грн./л (“Мартин Трейд”, “АО Энерго Трейд”, УНТК , “Юкас Петролиум” и др.).
С учетом котировок CIF Med и FOB Med за последние пять дней и валютного курса на 1 августа себестоимость дизтоплива из Греции составляет 45-45,10 грн./л, из Румынии – 45,75-45,80 грн./л.
По словам одного из респондентов, география поставок ресурса с юга расширилась. “Горючее начало доезжать до Хмельницка. Заказывают и с доставкой. Это свидетельствует о возобновлении спроса”, – добавил он.
На фоне этого некоторые компании начали ощущать нехватку топливовозов. “Это впервые за достаточно продолжительное время. Этому есть два объяснения. Первое – ресурс с судов слили в авто, второе – аграрии начали активно заказывать горючее”, – поделились мнением в одной из топливных компаний.
Еще одной из причин может быть рост количества машин, задействованных в поставках бензина как из-за границы, так и внутри страны.
Умеренная мера. Появление “южного” дизеля в Хмельницке объясняется достаточно высокими ценами на западе.
Как отметил один из польских трейдеров, на фоне роста цен в Румынии и уменьшения объемов Венгрии количество запросов от украинских компаний увеличилось. “Нам удалось продать железнодорожный ресурс с премией $68-70/т на границе (в начале месяца они составляли $50-56/т CIF NWE без эскалации)”, – рассказал он.
На 1 августа стоимость “трубного” ресурса по прайсу в “АО Энерго Трейда” составила 48,90 грн./л. “Дюваль компани”, “Юкас Петролиума” предлагали за 48,50 грн./л. Традиционно дорого заявлял “Вог Трейд” – за 49,80 грн./л.
В Волынской области цены стартовали с 47,30 грн./л. По словам трейдеров, именно по такой стоимости продавали “паллеты”. Чуть выше предлагал ЗТЭК – 47,50-47,70 грн./л. “Нексен Ойл” и “Дюваль компани” предлагали за 47,95-48 грн./л. Во Львовской области стоимость варьировалась от 48 до 48,50 грн./л. Нижняя граница принадлежала “Дюваль”, верхняя – “Юкас Петролиума”.
По прогнозам топливных компаний, в августе импорт дизельного горючего по всем направлениям вырастет. “Дешевый ресурс из Греции, который выставил Hellenic Petroleum на август, уже весь законтрактован. Турция тоже раскуплена. Теперь дело за Румынией. Пока нет экономической выгоды оттуда везти. Поэтому предварительно контрактовать объемы ошибка. Если все-таки оттуда много поедет, то снова зальем рынок”, – рассказали в одной из них.
Что касается цены, то, учитывая снижение фьючерсов на газойль на Лондонской бирже вечером 1 августа до уровня ниже $700/т, стоимость дизельного горючего, очевидно, сохранит нисходящий тренд. (enkorr.ua)
