В течение недели внешний рынок продолжал гнать цены вниз и в определенный момент они достигли октябрьских, с которых потом началось непрерывное движение вверх. Но проблемы с логистикой на юге развернули тренд и перечеркнули недельное падение.
С 12 по 18 декабря европейские котировки дизельного горючего уменьшились в среднем на $15/т ($613-633/т) или 0,63 грн./л и в данный момент достигали минимального с начала июня уровня: $607-625/т.
Соответственно реагировали и цены на горючее в стране. Согласно мониторингу Консалтинговой группы “А-95”, средняя оптовая стоимость дизеля с 15 по 18 декабря снизилась на 0,74 грн./л до 47,05 грн./л. Но российская атака по югу развернула цены и почти полностью нивелировала понижение: 47,76 грн./л на 19 декабря.
На 19 декабря наибольший прирост цен фиксировался в северных и восточных областях. На севере средняя стоимость горючего выросла на 1,65 грн./л до 48,85 грн./л, на востоке – на 1,28 грн./л до 48,37 грн./л. В разрезе областей существенно добавила стоимость в Киевской области: +2,27 грн./л (49,44 грн./л). Самые высокие цены предлагали “Дюваль компани” и ЗНГК: 53,30 грн./л. Самая низкая – 46,80 грн./л – фиксировалась в УНТК.
“Сейчас (19 декабря) выехать из дунайских портов по территории Украины невозможно. Остается дорога через Молдову и Румынию. Если ехать, например, по первой – это дополнительные $45-50/т к границе”, – рассказали в одной из компаний. В другой отметили, что проблема не только в существенном росте доставки ресурса. Для проезда через Молдову нужно иметь разрешение на международные перевозки, а таких свободных грузовиков немного. Кроме того, фактически невозможно уехать с таможенной территории с растаможенным ресурсом.
Из-за транспортного коллапса продажи на юге остановились. Суда не торопились заходить в порт или разворачивались в другую сторону.
Правительство срочно приступило к поиску вариантов выхода из сложившейся ситуации.
“Прежде всего, обеспечиваем максимально возможное альтернативное транспортное сообщение между частями Одесского региона. К работе подключены все профильные службы. Координируем наши действия с международными партнерами”, – отмечала премьер-министр Украины Юлия Свириденко на своей странице в Telegram.
На выходных стало известно о возобновлении движения грузовиков.
Проблемы на юге не могли пройти незаметно для запада. Из-за ажиотажного спроса в течение дня стоимость горючего на направлении выросла на 1 грн./л и более. Так, по словам представителей топливных компаний, минимальные цены на дизтопливо в среднем составляли 45,50-45,90 грн./л (ЗТЭК, “Нексен Ойл”) с последующим ростом до 46,50 грн./л. “Думаю, что к концу дня поднимутся и до 47,50 грн./л”, – прогнозировал один из трейдеров.
У румынской границы по суше стоимость дизеля варьировалась в пределах 45,80-48,85 грн./т. Нижняя граница – УНТК, чуть выше – “Нексен Ойл” и “Дюваль компани”, верхняя – “ОККО-Бизнес”, “АО Энерго Трейд”.
Словацкий ресурс предлагали ограниченное количество компаний: “АО Энерго Трейд”, “Дюваль компани” и “Нексен Ойл”. Его стоимость из-за нарастающего спроса выросла до 48,50 грн./л.
Восстановление логистики на юге на фоне сохранения динамики внешнего рынка должно откатить цены на дизельное горючее до “ажиотажного” уровня. Тем более в пути ресурса предостаточно.
А учитывая уровень фьючерсов на газойль на Лондонской бирже, европейские котировки в начале недели сохранят текущий тренд. (enkorr.ua)
