Мировые рынки авиационного керосина оживают благодаря восстановлению спроса на грузовые авиаперевозки, постепенному восстановлению пассажиропотока и надеждам на то, что в 2021 г. вакцинация против COVID-19 будет стимулировать увеличение количества международных рейсов. Об этом передает Reuters.
В 2020 г. из-за пандемии воздушные перевозки практически прекратились. По мнению аналитиков, могут пройти годы, прежде чем мировой спрос на авиакеросин вернется к допандемическому уровню.
Тем не менее, в декабре прибыль от переработки топлива выросла до многомесячных максимумов во всех ключевых торговых центрах в надежде на рост спроса в 2021 г. При этом маржа в США и Европе поддерживается восстановлением объемов грузовых авиаперевозок, маржа в Азии – еще и за счет роста внутренних перелетов.
Маржа переработки авиатоплива в Азии с середины сентября выросла на 580%, экспортные цены – на 45% (показатель достиг максимального уровня с марта). Внутренние авиаперевозки активизировались, поскольку некоторые страны ослабили карантинные ограничения.
“Мы ожидаем, что вакцины станут доступны к концу I квартала 2021 г., хотя некоторые ограничения на поездки останутся в силе”, – сказал Цяолинг Чен, научный сотрудник консалтинговой компании Wood Mackenzie в Сингапуре. Он прогнозирует азиатский спрос на авиационное топливо на уровне 1,4 млн. барр./сут. (б/с) в I квартале следующего года.
Консалтинговая компания ожидает, что аппетит к авиационному топливу в регионе достигнет 1,3 млн. б/с в IV квартале 2020 г., что на 460 тыс. б/с больше, чем во II квартале, но все же на 41% ниже, чем за тот же период 2019 г.
Согласно данным Refinitiv, в Соединенных Штатах маржа переработки нефти в дистилляты, включая авиакеросин, увеличилась примерно вдвое с середины сентября и составила в декабре более $13/барр., но по-прежнему примерно на $10/барр. ниже прошлогоднего уровня.
Артем Чен, старший аналитик Rystad Energy в Норвегии, сказал, что спрос на авиакеросин в США в настоящее время составляет около 1,34 млн. б/с, что на 30% ниже доковидного уровня. На международные рейсы приходится более 60% мирового спроса на авиакеросин. “Мы увидим восстановление спроса в будущем, но это займет некоторое время и будет сильно зависеть от того, насколько быстро восстановятся объемы международного трафика из США”, – сказал Чен.
Глобальные пассажирские авиаперевозки оправились от падения до почти полной остановки в мае. Тем не менее, количество регулярных рейсов в ноябре оставалось примерно на 45% ниже уровня 2019 г.
Грузовые авиаперевозки восстановились гораздо быстрее. В октябре показатель был всего на 6% ниже прошлогоднего уровня благодаря быстро развивающейся электронной коммерции. Ожидается, что мировой спрос на грузовые авиаперевозки вырастет еще больше, поскольку авиакомпании готовятся сыграть ключевую роль в распространении вакцин против коронавируса.
На этом фоне в декабре маржа европейского авиакеросина выросла выше $4/барр. впервые с марта после падения в отрицательную зону в апреле-мае.
JP Morgan оценивает спрос на авиационное топливо в Европе на уровне 700 тыс. б/с в III и IV кварталах 2020 г. Во II квартале показатель составил 400 тыс. б/с, в I квартале – 1,3 млн. б/с.
“Спрос на авиакеросин может увеличиться во II квартале 2021 г. По крайней мере, я на это надеюсь. Мы все устали не путешествовать!”, – сказал Сукрит Виджаякар, директор энергетической консалтинговой компании Trifecta.
В ноябре БНК объявила конкурс по продаже 120 тыс. т авиатоплива для Украины.
Япония планирует временно снизить налог на авиационное топливо максимум на 80%, чтобы способствовать восстановлению авиационной отрасли, которая борется с последствиями пандемии коронавируса.
В Китае подскочил импорт авиатоплива в преддверии Лунного Нового года. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)