Локдаун роняет спрос на бензин: реализация упала почти на 12% за год, цены изменились незначительно – в пределах 3%. Впрочем, эксперты прогнозируют скачок цен из-за обязательств Казахстана в рамках Евразийского экономического союза.
За январь-ноябрь в стране произвели 4,1 млн. т бензина – на 0,3% больше, чем в прошлом году.
В Шымкенте произвели 1,8 млн. т бензина (плюс 2,9% за год), в Павлодарской области – 1,3 млн. т (плюс 6,6%), в Атырауской – 963 тыс. т (минус 12,2% за год). В этих регионах работают ТОО “ПетроКазахстан Ойл Продактс”, Павлодарский нефтехимический и Атырауский нефтеперерабатывающий заводы.
По итогам десяти месяцев реализация бензина на внутреннем рынке страны сократилась на 11,5%, а потребление авиатоплива снизилось сразу на 30% за год. Причина в карантинных ограничениях. При этом отечественные компании обеспечили спрос как внутренний, так и внешний в секторе практически полностью. Доля импорта составила 0,03%, объем упал в 15,4 раза за год.
В то же время на долю экспорта пришлось 12,1% ресурсов против 0,6% годом ранее. Казахстан экспортировал 445,6 тыс. т бензина – почти в 20 раз больше, чем год назад.
Эксперты считают, что сохраняются риски нехватки моторного топлива. Для переработки и собственного потребления Казахстану ежегодно необходимо около 17 млн. т сырой нефти. Для внутреннего потребления ежегодно недоставало примерно 5-6 млн. т нефти. Дефицит покрывали за счет российских поставок, сообщают эксперты. В 2020 г. дефицита не возникло из-за карантина и общего падения спроса на ГСМ.
Председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков сообщил, что цена на топливо в ближайшие годы будет расти из-за обязательств Казахстана в рамках Евразийского экономического союза. Но пока в Казахстане еще в силе внутренний тариф.
В ноябре 2020 г. цены на литр бензина показали незначительный годовой рост: АИ-92 за год подорожал на 2,7% до 150,7 тг за литр; АИ-95/96 – на 0,8% до 171,3 тг, АИ-98 – на 1,4% до 190,2 тг. (energyprom.kz/Химия Украины и мира)