Под давлением китайской конкуренции в мире закрывают различные химпроизводства, а в Европе дошли остановки до крупных олефиновых комплексов, построенных во второй половине прошлого века. В России идет восстановление шинного рынка. Пока на него продолжает оказывать серьезное влияние импорт из Азии, но параллельно восстанавливается и российское производство.
Лидеры химрынка сворачивают мощности прошлого века. Ранее стало известно о предстоящем закрытии сразу двух крупных олефиновых комплексов в Европе. ExxonMobil Chemical сообщила о планах закрыть в 2024 году производство этилена и пропилена в Нормандии. Завод начал работу еще в 1967 году. Текущая производственная мощность оценивается в 425 тыс. тонн этилена и 290 тыс. тонн пропилена. Sabic объявил о закрытии крекинг-установки Olefins 3 на заводе в городе Гелен (Нидерланды). Мощность установки составляла 530 тыс. тонн этилена и 325 тыс. тонн пропилена в год. В 2023-м о закрытии или об остановке на неопределенный срок различных химических мощностей в Европе сообщали BASF, CF Industries, JBF.
В российском аналитическом сегменте распространилась версия о трудностях европейских химических предприятий из-за ограничения поставок сырья из РФ. Этот фактор отразился на отрасли, что привело к ее стагнации в Европе. Тем более, что европейские производители не отрицают негативного влияния роста цен на сырье после 2022 года. Однако конкретно на решения о закрытии мощностей повлияли два других фактора. Во-первых, и аналитики Icis, и аналитики Argus неоднократно прогнозировали скорое сворачивание старых производств из-за ввода новых мощностей, в первую очередь в Китае. Особенно это показательно в случае с производством олефинов и полиолефинов. Заводы, пущенные во второй половине прошлого столетия, даже прошедшие серию модернизаций, не выдерживают конкуренции с новыми проектами с точки зрения эффективности производства. И по мере ввода в эксплуатацию новых мощностей в Китае усиливается процесс закрытия старых предприятий.
Во-вторых, старым заводам с каждым годом сложнее выполнять требования экологического законодательства.
О том, что проблема не столько в дороговизне сырья, говорит и тот факт, что мощности закрывают и в Азии, где не было такой зависимости от российских поставок. Так, японская Idemitsu рассматривает возможность закрытия завода по производству этилена в Тибе и консолидации производства на партнерской площадке Mitsui Chemicals. Компания напрямую говорит о неспособности конкурировать с новыми китайскими производствами. Сама Mitsui Chemicals объявила о решении к 2026 году закрыть завод по производству фенола Итихара, построенный в 1970 г. Под вопросом и судьба ряда химических производств в Корее.
Из-за атак на НПЗ могут быть проблемы с прямогонным сырьем? Многочисленные атаки на НПЗ могут иметь помимо прямых негативных последствий, связанных с рынком автомобильного топлива, некоторые скрытые последствия. Так, “Коммерсант” выяснил, что прямогонное сырье могут перенаправлять на бензиновые установки с других производств. В частности, предприятия сокращают выпуск ароматических углеводородов, что уже привело к росту цен на толуол.
Толуол получается методом каталитического риформинга нефти и используется в качестве растворителя, сырья для оргсинтеза и высокооктановой добавки к моторным топливам.
Правительство РФ поручило Минэнерго, Минпромторгу и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) провести анализ ценообразования на компоненты для высокооктанового бензина с целью выявления фактов необоснованного роста. В том числе речь идет и о толуоле.
Шинный рынок накачивают китайской продукцией и старыми активами. Тем временем на шинном рынке России продолжается рост. Так, продажи новых летних шин в марте выросли на 21% относительно аналогичного периода прошлого года и в пять раз по сравнению с февралем, подсчитали в “Авито”. При этом реализация подержанной резины на платформе к февралю выросла в 5,4 раза, а год к году впервые за последние несколько лет снизилась на 10%. Аналитики портала связывают рост продаж с мощной китайской экспансией на шинный рынок России вслед за китайскими автомобилями, как и по итогам 2023 года.
Однако растет выпуск покрышек и в самой России. Он связан с перезапуском бывших предприятий мировых брэндов, покинувших рынок РФ. Правда, этот перезапуск идет медленнее, чем ожидалось. На минувшей неделе компания “Кординат” (входит в S8 Capital) сообщила, что сможет пустить бывший завод Bridgestone в Ульяновске только в конце 2024 года. Производство в 2025 году должно составить около 1,2 млн. шин. По состоянию на 2022 год мощности завода оценивались в 2,4 млн. тонн. На полную мощность пока не вышел бывший завод Continental в Калуге, который теперь носит название Gislaved и также управляется “Кордиантом”. Загрузка его мощностей до конца 2024 года должна составить 80%. Правда, Вадим Володин, генеральный директор компании “Кордиант”, объем планового выпуска в 2024 году оценил в 2,1 млн. шин, что составляет только 60% проектной мощности завода в 3,5 млн. тонн. На 100% предприятие должно выйти в 2026 году.
Тем не менее, даже с учетом затягивающегося восстановления производств российский шинный рынок имеет интересные перспективы на 2024 и 2025 годы, что должно отразится на росте и производства синтетических каучуков. (rupec.ru)