Местное производство не справляется практически ни с одной категорией продукции в секторе, а то и полностью отсутствует.
Например, в сегменте моющих средств казахстанское производство по итогам первых двух месяцев текущего года составило 3,2 тыс. тонн – на 15% больше, чем годом ранее. Однако это всего 13,8% от ресурсов. Основная часть пришлась на импорт: 86,2%. Всего с начала года в страну завезли 20,3 тыс. тонн моющих средств, минус 14,5% за год.
Выпуск мыла сократился на 23,5% до 3,6 тыс. тонн. Тут ситуация с самообеспечением лучше: казахстанские компании перекрыли 42,2% спроса, однако сокращение производства привело к потере доли рынка по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (было 46,9%). Импорт мыла составил 4,9 тыс. тонн или 57,8% от ресурсов.
Рынок чистящих паст и порошков полностью принадлежит импортерам: 99,9% спроса перекрыты импортной продукцией. В стране произвели пренебрежительно малый объем продукции: 300 кг – на 23,9% меньше, чем годом ранее. При этом, по официальным данным, импорт заметно сократился – сразу в 3,1 раза до 400,1 тонны.
Что касается парфюмерии и косметических средств, местное производство за январь-февраль составило 1,1 тыс. тонн – на 3,9% меньше, чем годом ранее. Это перекрыло всего 9% спроса против таких же неудовлетворительных 8,7% годом ранее. 91% рынка – за импортерами.
В том числе спрос на средства для бритья и дезодоранты перекрыт казахстанскими компаниями на 50,7%, на шампуни и средства для волос – лишь на 4,6%, на средства гигиены полости рта и зубов – на мизерные 0,4%, а зубных паст и порошков в РК за соответствующий период вообще не производили.
В стоимостном выражении за январь-февраль текущего года выпуск мыла, моющих, чистящих, полирующих, парфюмерных и косметических средств составил 1,1 млрд. тг (тенге). Производство сконцентрировано в трех регионах страны – Шымкенте (901 млн. тг), Алматинской (161,2 млн. тг) и Атырауской (19,8 млн. тг) областях.
Цены на товары личного потребления по итогам марта выросли в годовой динамике на 9,9%. Наибольшее удорожание было отмечено в Северо-Казахстанской (на 16,6% за год), Жамбылской (на 14,5%) и Алматинской (на 14,2%) областях, наименьшее – в Абайской (плюс 3,2%), Атырауской (плюс 3,5%) и Жетысуской (плюс 4,2%) областях.
В разрезе видов продукции дезодоранты подорожали на 15%, гели для душа – на 12,8%, кремы для рук – на 12,6%, зубные пасты – на 11,8%, шампуни – на 11,1%, туалетное мыло – на 10,6%, пены и гели для бритья – на 10,5%, краски для волос – на 10,3%, зубные щетки – на 9,7%, станки для бритья – на 8,2%, кремы для лица – на 7%, детское мыло – на 4,7%.
Хозяйственное мыло в среднем по стране стоило 387 тг за 200 граммов, детское мыло – 386 тг за 100 граммов, туалетное мыло – 504 тг за 100 граммов, шампунь – 1,2 тыс. тг за 200 мл, зубная паста – 1,1 тыс. тг за 75 мл, стиральный порошок – 800 тг за 500 граммов. (energyprom.kz)