Отсутствие Словакии, Литвы и Румынии сделало свое дело: последние несколько недель были очень напряженными. Была у этого дела и другая сторона – заработок тех, у кого есть продукт. Некоторые смогли неплохо реабилитироваться и за зиму, и за весну, которые были “перелиты” продуктом и минусами.
Но, похоже, ситуация должна разрешиться с возобновлением импорта из Констанцы, которое должно произойти с 1 ноября. В то же время рынок движется к новому году и новым акцизам, поэтому мертвого сезона пока не предвидится.
В конце недели европейские котировки вернулись к показателям позапрошлой недели ($726-737/т) после однодневного падения на $26-27/т. В то же время с 27 по 31 октября валютный курс на межбанке просел на 0,20 грн./$ (41,91 грн./$) по доллару и 0,55 грн./евро (48,48 грн./евро) – евро. Поэтому валютная составляющая в цене на топливо снизилась почти на 0,3 грн./л.
Южные баталии. Из-за погодных условий ресурс на юг поступает с задержками. В ноябре они могут стать больше из-за снижения проходной способности Сулинского канала утром до 2 судов. Импортеры пока не понимают, как это будет происходить на практике, но считают, что это не окажет существенного влияния. “Выглядит это как ответ румын на бан поставок из Констанцы”, – считает один из них.
Несмотря на задержки из-за процедур контроля, ресурс из румынского порта продолжает понемногу поступать. К баржам присоединился еще поезд, который привез “АО Энерго Трейд”. Компания уже открыла продажи пока нерастаможенного горючего по 49,40-49,50 грн./л.
Для румын открылось новое окно возможностей – Сербия, которую из-за санкций против NIS и Lukoil Serbia накрыл топливный кризис. Например, Euronova Energies переключилась на сербский рынок и активно грузит баржи вверх по Дунаю. По итогам 9 месяцев 2025 года это крупнейший румынский поставщик горючего на украинские терминалы (28% общего объема или почти 252 тыс. т).
По последним данным, импорт из Констанцы должен быть разблокирован с 1 ноября.
“Румыны пообещали прекратить с ноября импорт из Индии, поэтому позиция украинской стороны изменилась”, – рассказал один из трейдеров. По имеющимся данным, компании уже контрактуют ресурс в порту.
В этом месяце на рынок начинает заезжать зимнее горючее. Пока нет понимания, какую максимальную морозостойкость смогут предложить греки, но трейдеры уверены, что дать -25 0С они не смогут. “Из-за теплого климата им не нужна “зима”, рассчитанная на -20-25 0С. А делать под нас они вряд ли будут. Остается рассчитывать на теплую зиму, потому что более или менее “зимнего” горючего с запада для всех не хватит”, – считает один из собеседников. По словам другого, вроде бы греческие НПЗ все еще изучают возможность дать гарантированный продукт с -20 0С.
Трейдер с запада добавил, что ему уже начинают звонить по телефону потребители из Винницкой области, которые сейчас покупают горючее на юге, и спрашивают за объемы на зимние месяцы.
По состоянию на 31 октября на юге можно найти незначительные объемы свободного ресурса с отгрузкой “день в день”.
В последний день прошлого месяца цены варьировались в пределах 47,90-48,50 грн./л со скидкой 0,20-0,30 грн./л на объемах. В общей сложности рабочий диапазон составлял 47,70-48 грн./л. В этом диапазоне предлагали горючее “Мартин Трейд”, УНТК, ЗНГК, “Дюваль компани”, “Агроразвитие”, “Энергия Трейд”. В то же время, по подсчетам одного из собеседников, с учетом средней котировки FOB Med за последние пять дней входная цена на греческий дизель составляла 46,60-46,80 грн./л.
“Сейчас ощутима спекулятивная составляющая. И это неудивительно. Многие в первой половине года “поймали” минус, поэтому сейчас хотят его перекрыть”, – отметили в одной из компаний. В другой добавили, что в цену закладываются будущие риски, связанные с возможным дальнейшим ростом котировок.
Как рассказали в одной из компаний, нагрузку на юг добавило отсутствие железнодорожных поставок ORLEN Lietuva. “Сейчас много юга едет в Киев. До этого туда большие поставщики тянули Литву”, – добавил он.
Подсушенный запад. Испытывает недостаток ресурса и запад. Остановка трубы на фоне месячного отсутствия железнодорожных партий ORLEN Lietuva существенно подсушила регион.
По словам трейдеров, спрос на ресурс остается высоким. Хотя, как добавил один из них, “те, кто имеет возможность подождать, не спешат покупать по нынешним прайсам”. Есть надежда, что появление литовского ORLEN в ноябре улучшит ситуацию с наполнением региона, что, возможно, скажется на цене. Но, как отметил один из крупных западных импортеров, рассчитывать на это пока не следует. “Если котировки будут на том же уровне и не будет трубы, то о каком понижении можно говорить?” – добавил он.
По состоянию на 31 октября в Волынской области стоимость дизеля составляла 48,80-49,50 грн./л. До 49 грн./л ресурс предлагали UPG, “Энергия Трейд”, “Дюваль компани”, УНТК, “Вог Трейд”.
Во Львовской предложений было меньше, а цены выше: 49,50-50,40 грн./л. Нижняя граница и несколько выше принадлежала вышеупомянутым UPG и “Энергия Трейд” и “Нексен Ойл”. Сохраняла покой ЗТЭК, предлагая горючее по ценам ближе к верхней границе диапазона: 49,50 грн./л.
Прогнозируется, что на следующей неделе зайдет первый после ремонта поезд зимнего дизеля с ORLEN Lietuva. Как рассказали железнодорожные импортеры литовского горючего, производитель подтвердил все заказанные объемы. Планируется, что в ноябре вагонами-цистернами поступят 30-40 тыс. т горючего.
Что касается автомобильных партий, то объемы остаются ограниченными. На 3-9 ноября цена орленовского дизеля выросла на $65/т и составляет $784-797/т в зависимости от базиса.
Понимания, что даст Венгрия на ноябрь, пока нет. За неполный октябрь по трубе были отгружены 20,4 тыс. т – минимум с мая 2023-го. Хотя есть и оптимисты, не исключающие возобновление поставок до 50-70 тыс. т. Правда, есть и те, кто вообще советует не рассчитывать на это направление. Мол, не зря Орбан срочно собирается в Штаты после санкций против “Роснефти” и “Лукойла”.
Итак, ноябрь полон интриг, потому что неизвестных очень много. Возобновление поставок из Констанцы должно закрыть вакуум, но есть вопросы на западе. Многое будет зависеть и от спроса, потому что генераторы слышны все сильнее. (enkorr.ua)
