Недавняя сила на европейских рынках топлива начинает угасать, размывая маржу нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и лишая поддерживающего фактора для цен на сырую нефть в конце года, пишет Bloomberg.
Дизельное топливо, на которое приходится около 40% спроса на нефть в Европе, 17 декабря достигло самой низкой премии к сырой нефти за два месяца, аналогичные тенденции к понижению наблюдались в бензине и авиационном топливе. Кривые прогнозного роста для нефтепродуктов также показывают признаки слабости. По состоянию на 17 декабря крек-спреды для ICE Gasoil упали до $22,43/барр. с пиковых $36,17/барр. 18 ноября. Бензиновая маржа за тот же период уменьшилась с $16,38/барр. до $11,23/барр.
Это заметное изменение по сравнению с ноябрем, когда наблюдался значительный рост маржи дизельного и авиационного горючего после того, как США объявили о санкциях против российских энергетических гигантов “Роснефть” и “Лукойл”, а также поскольку перебои на заводах оказывали давление на поставки топлива.
“Рынок думал, что геополитика и санкции будут иметь большое влияние, но этого не произошло”, – сказал Юджин Линделл, руководитель отдела продуктов переработки нефти в консалтинговой компании FGE NexantECA. Ожидание последствий было достаточным для повышения маржи, стимулируя нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) работать настойчиво и производить много продукции, что сейчас влияет на цены, сказал он.
Снижение маржи топлива происходит в то время, когда цены на нефть падают, что фактически создает двойной удар по ценам на нефтепродукты. Однако стоит отметить, что даже на этом более слабом рынке НПЗ все еще получают общую маржу, значительно превышающую сезонную норму. Слабость также проявляется на форвардных кривых, служащих показателем напряженности рынка.
До недавнего времени фьючерсы на эталонный дизель в Европе находились в состоянии беквордации – когда цена на горючее с более близкими поставками выше, чем на контракты с более поздними сроками. Такая ситуация обычно считается сигналом роста рынка.
Теперь эта структура почти исчезла, месяц в начале – в данном случае январь – на неделе стоил всего на $2,5/т больше, чем дизель с поставкой через месяц.
Структура рынка мазута с высоким содержанием серы – низкоценного остатка процесса переработки, который используется как топливо для судов и для производства электроэнергии, – еще больше изменилась.
Данные о справедливой стоимости, собранные Bloomberg, показывают, что она перешла в контанго, где топливо в начале кривой дешевле, чем в последующие месяцы, что сигнализирует о сильном предложении по сравнению со спросом.
В будущем многое будет зависеть от темпов переработки: все еще здоровые показатели рентабельности должны стимулировать заводы перерабатывать большое количество сырой нефти, производя больше продукции, что в конечном счете оказывает давление на цены.
Между тем трейдеры также будут взвешивать последствия будущих санкций Евросоюза в отношении топлива, произведенного из российской нефти, и потенциальные последствия мирного соглашения между Россией и Украиной. (enkorr.ua)
