ЭП уже писала о новациях, которые правительство ввело путем принятия закона “О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста”.
Одно из новшеств коснулось населения, и связано оно с обложением лекарств налогом на добавленную стоимость.
Согласно закону, НДС должен взиматься с операций по поставке препаратов и изделий медицинского назначения.
В аптеках появились распечатки, из которых любой желающий может узнать, что по решению правительства лекарства должны подорожать на 7%. Дата вступления новации в силу – 1 апреля.
До принятия этого закона, согласно Налоговому кодексу, продажа лекарств и медицинского оборудования была освобождена от обложения НДС. Сделано это было “в социальных целях” – чтобы уменьшить стоимость лекарств. Как именно?
Вот что написал премьер Арсений Яценюк на своей странице в Facebook. “Введением НДС мы заставили декларировать реальную стоимость лекарств. Что должно произойти после введения этого налога? Цена стабилизируется. До сих пор в Украине существовала схема, по которой согласно инвойса по $4 завозили препарат, который стоит $1. Завышали инвойс, а чтобы не платить налог на прибыль, перегоняли деньги за границу”, – заявил глава правительства.
Цены в аптеках выросли. Никто из торговцев лекарствами не собирается спонсировать своих покупателей. А вот насчет схем – время покажет.
Действительно, истинная цель введения НДС на лекарства – не снижение цен, а борьба со схемами налоговой оптимизации. Импортные лекарства в Украине осенью 2013 г. стоили в среднем на 60% больше, чем в РФ и Беларуси.
Объяснялось это просто. Поскольку ввозимые лекарства не облагались ни НДС, ни ввозной пошлиной, дистрибьюторам, в том числе ведущих мировых фирм, было удобно по бумагам завозить их через оффшоры с максимальной наценкой.
Сверхприбыль оставалась в оффшоре и никакими налогами не облагалась. С аптек взятки были гладки, потому что они покупали уже дорогие препараты. В проигрыше оказывались лишь украинцы. Они получали лекарства и медицинское оборудование по завышенным ценам уже на этапе их ввоза.
Это притом, что торговая наценка в украинских аптеках беспредельно высока, зачастую она составляет 50-100% от стоимости лекарства. Кстати, именно в связи с высокой доходностью аптечного бизнеса войти на него всегда было непросто. Бизнес “крышевался” по линии Минздрава, МВД и прокуратуры.
Еще один факт. По разным оценкам, едва ли не половина импортных лекарств в украинских аптеках – фальсификат. В лучшем случае – плацебо. В худшем – красиво упакованный некий продукт творчества отечественных химиков.
Контроля над оборотом “левого” товара нет. Чем чревата покупка фальсификата? В случае обострения больной может принять фальсификат и заплатить жизнью за желание аптекарей заработать лишнее. Доказать, что причиной смерти стал именно купленный в аптеке препарат, в украинской действительности нельзя.
Следует отметить, что отечественные производители лекарств в завышении цен не сильно отставали от импортеров. Во-первых, этому способствовали высокие цены на импорт. Во-вторых, отечественное производство зачастую представляет собой банальную расфасовку, под которую сырье заводилось по той же схеме.
Таким образом, намерение Кабмина навести порядок было оправданным. Изначально порядок предлагалось навести путем введения обычного – по ставке 20% – обложения НДС операций по первой поставке лекарств.
То есть для импортеров – операций по ввозу, для отечественных производителей, если это производители, а не расфасовщики, – операций по первой продаже продукта. При всех последующих перепродажах лекарства от обложения НДС предлагалось по-прежнему освобождать.
Предложенный вариант налогообложения, с одной стороны, приводил бы к серьезному удорожанию схемы вывода сверхприбыли. С другой – ввиду одноразовости применения налога был социально направленным. Внедрение налога сразу никак не отразилось бы на розничных ценах аптек.
Однако в последний момент в Минфине решили все переиграть. Для лекарств выдумали новую ставку – 7%, но применять ее решили при каждой продаже.
В результате уже с 1 апреля, когда эту норму решили ввести в действие, все продажи лекарств, включая розничные в аптеках, должны были производиться с учетом 7%-ного НДС. При этом многие владельцы аптек узнали о сюрпризе 1 апреля, продолжая в течение дня вести деятельность в прежнем режиме.
Со 2 апреля изменилось немногое – лишь цены были подняты на 7% как бы под продажу с НДС. Хотя ввиду прибыльности бизнеса без этого можно было обойтись. Однако остальные проблемы не решены и вряд ли будут решены в ближайшее время. Проблемы стремительно нарастают.
1. Нет утвержденных отчетных форм и форм первичных документов, в которых должен отражаться “новый” НДС.
2. Не было времени для проведения инвентаризации товарных остатков, которые теперь должны продаваться с 7-процентным НДС.
3. В программном обеспечении Минсдоха – реестре выданных и полученных налоговых накладных – нет возможности отражать ежедневные отчеты о розничных продажах с НДС по ставке 7%.
4. Нет перечня лекарств и оборудования, утвержденного Кабмином.
5. Невозможно мгновенно перепрограммировать РРО. Сама процедура связана с необходимостью получить разрешение в налоговой.
6. Нет механизма корректировки налоговых обязательств и налогового кредита на возврат товара с 1 апреля 2014 г., если он был реализован до этой даты.
7. Непонятно, как рассчитывать НДС на остатки сырья и вспомогательные материалы на складе.
8. Нет механизма пропорционального распределения налогового кредита по приобретению товаров и услуг до 1 апреля 2014 г. в налогооблагаемых и необлагаемых операциях после этой даты.
Это далеко не полный перечень вопросов, которые появились вследствие поспешного введения новой ставки НДС для лекарств.
Как стало известно ЭП, Кабмин срочно разрабатывает поправки к Налоговому кодексу, призванные исправить указанные недочеты. В частности, могут быть изменены правила обложения НДС операций с лекарствами, сроки повышения некоторых акцизов, отменено введение налога на доходы по депозитам. (Экономична правда/Химия Украины и мира)