Российские потребители вместе с производителями топлива будут оплачивать предполагаемое повышение топливных акцизов из собственного кармана.
Несмотря на заявления федеральных чиновников о необходимости скорейшей модернизации экономики РФ и сокращения зависимости от сырьевого фактора, российская нефтегазовая отрасль продолжает быть главным донором-налогоплательщиком. Об этом красноречиво свидетельствует утвержденный проект федерального бюджета на ближайшие 3 года. Но теперь кроме нефтяников активнее пополнять госказну придется и рядовым россиянам. Именно они вместе с нефтяниками из собственного кармана будут оплачивать предполагаемое повышение топливных акцизов.
8 сентября 2017 г. правительство утвердило проект федерального бюджета на 2018 г. и плановый период 2019-2020 гг. По словам министра финансов Антона Силуанова, Минфин учел в прогнозе бюджетных доходов выплату госкомпаниями дивидендов не менее 50% чистой прибыли, то есть 400 млрд. руб. ежегодно. Кроме того, предполагаются дополнительные доходы бюджета от повышения акцизов на бензин, которые Силуанов оценил в 40 млрд. руб. Они будут расти в 2 этапа – на 0,5 руб. с января 2018 г. и еще на 0,5 руб. с июля 2018 г.
Очевидно, что увеличение налоговой нагрузки никого кроме Минфина не радует. Рост цен на топливо будет способствовать подорожанию товаров и услуг и, как следствие, увеличению инфляции. Компании также ожидают убытков. Расставаться с частью прибыли им не захочется, а, перекладывая налоговую нагрузку на плечи покупателей, они все равно столкнутся с сокращением доходов за счет уменьшения деловой активности и спроса на моторное топливо.
В этой связи уместно вспомнить, что ситуация с производством светлых нефтепродуктов в стране далеко не идеальная. Как сообщил генеральный директор компании “ИнфоТЭК-Терминал” Рустам Танкаев, в результате реконструкции нефтеперерабатывающих заводов и пуска новых НПЗ доля бензина в перерабатываемой нефти серьезно снизилась. “Старые установки глубокой переработки нефти были выведены из эксплуатации для замены, новые пока еще не пущены. Только в 2016 г. началось восстановление этого производства. Если взять 2016 г., то дефицит бензинов в России составлял 7 млн. т. При этом розничный рынок не страдал: АЗС снабжались на 100%”, – сообщил эксперт. По его словам, напряженная обстановка с бензином в стране пока сохраняется, но в ближайшие 2-3 года, все зависит от скорости ввода установок, объемы производства топлива в России возрастут до 60 млн. т. Однако это произойдет только в том случае, если компании смогут вовремя ввести в строй новые модернизированные мощности. При уменьшении прибыли от розничной продажи бензина этот момент опять будет отложен.
Как заметил источник в одной из ведущих нефтегазовых компании России, нефтяные компании законопослушны и постараются выполнить все предписания правительства хотя бы потому, что от этого зависит развитие их бизнеса. Вместе с тем, если данный бизнес будет им совсем не выгоден, они могут и избавиться от перерабатывающих мощностей: “Складывается впечатление, что правительство просто не хочет работать с вертикально интегрированными компаниями и не заинтересовано в выпуске качественного топлива в стране”. Менеджер напомнил, что США смогли создать сильнейшую в мире экономику благодаря низким ценам на энергоносители внутри страны для рядовых потребителей. В итоге дешевый бензин позволил развиваться транспорту и туризму, создав огромное количество рабочих мест. Повышение цен для конечного потребителя в России вряд ли положительно скажется на экономике страны.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что принятое правительством решение по увеличению акцизов с 2018 г. является дополнительным фактором для роста цен на топливо, но никак не повлияет на спрос и развитие отрасли. “Цены растут каждый год и ничего не меняется. На спросе может сказаться деловая активность, а не цены. Просто ожидалось, что все будет происходить совсем по-другому. Когда вводился налоговый маневр, его целью было перенесение налоговой нагрузки на добычу. То есть акцизы должны были снижаться пропорционально росту НДПИ и сдерживать рост цен внутри страны. НДПИ каждый год увеличивается, а акцизы ни разу не снижались”, – заявил президент Российского топливного союза. Он напомнил, что регулятором рынка является Федеральная антимонопольная служба, она продолжит следить и за розничными, и за оптовыми ценами на топливо.
Замдиректор аналитического департамента “Альпари” Анна Кокорева также считает, что увеличение акцизов приведет к увеличению цен на бензин. “Налоговая составляющая играет большую роль в формировании стоимости топлива, поэтому запланированное увеличение налогов приведет к очередному скачку цен. С учетом невысокой стоимости нефти и укреплением рубля рост акцизов будет иметь негативный эффект для потребителя, в первую очередь – розничного. Повлияет он и на оптовых покупателей – производство, логистика. Все это приведет к росту цен на различные услуги, например, авиабилеты”, – отметила эксперт. По ее мнению, государство сейчас не сдерживает рост цен на топливо; дальше возможности для этого также не появятся. “Наши НПЗ постоянно должны переходить на новые экологические стандарты. Это требует огромных средств для модернизации производства и дополнительных затрат компаний. Поэтому я не совсем понимаю, как государство может сдерживать рост стоимости топлива, повышая налоги”, – заметила Анна Кокорева. Она считает, что на отрасли повышение акцизов отразится только в случае серьезного падения спроса на бензин: “Спрос серьезно не упадет, компаниям все равно нужно будет покупать горючее. Дизель и бензин останутся востребованными, поэтому ничего не изменится, просто вся налоговая нагрузка будет переложена на потребителя”.
Замглавы ФАС Анатолию Голомолзину уже пришлось успокаивать общественность в связи с предстоящим повышением акцизов. “Если он один (фактор повышения акцизов на топливо в 2018 г.), то он не может существенным образом повлиять на цену. Он (рост цен для конечных потребителей) будет, скорее всего, в общих планируемых параметрах. Бывали изменения акцизов на гораздо большую величину”, – сказал замглавы ФАС.
Данное заявление, видимо, свидетельствует о том, что компаниям не стоит расслабляться, поскольку антимонопольная служба следит за общественным обсуждением проекта бюджета. Но нефтяникам, как и конечным потребителям, вряд ли от этого будет легче. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)