Чем закончилась новая давальческая схема на ОПЗ? Суд арестовал удобрения нового партнера ОПЗ Виталия Колесникова из-за незаконного отбора газа на полмиллиарда гривен.
В начале июня Печерский районный суд Киева арестовал 3,22 тыс. т карбамида, который принадлежит ООО “Всеукраинская энерго компания” (ВЭК).
Арестованный карбамид находится на двух баржах возле ПАО “Одесский припортовый завод” (ОПЗ), которое перерабатывает природный газ “Всеукраинской энерго компании” в рамках давальческого контракта. Эта компания получила право использовать мощности ОПЗ для переработки газа в минеральные удобрения на давальческих условиях в конце декабря 2017 г. До этого по давальческой схеме с ОПЗ работала компания “Эру Трейдинг”, которая принадлежит Андрею Фаворову, Дейлу Перри и Ярославу Мудрому.
Арест удобрений ВЭК был осуществлен в рамках уголовного производства, которое ведет департамент по расследованию особо важных дел в сфере экономики Генпрокуратуры. Прокуроры подозревают ООО “Всеукраинская энерго компания”, ООО “Газоторговая компания”, “Одесский припортовый завод” и ОАО “Одессагаз” в несанкционированном отборе газа стоимостью 500 млн. грн., который принадлежал оператору магистральных газопроводов “Укртрансгазу”.
В конце мая “Укратрансгаз” сообщил, что ВЭК задолжала ему за услуги балансирования 500 млн. грн. Долг компании перед оператором ГТС образовался в апреле 2018 г. Компания стала вторым после структур РГК Дмитрия Фирташа крупнейшим должником за газ.
Что такое ОПЗ? ПАО «Одесский припортовый завод” – крупнейший производитель минеральных удобрений в стране. Предприятие принадлежит государству и находятся в управлении Фонда государственного имущества. Привлекательность ОПЗ, кроме его производственных мощностей, еще в том, что он монополист по приему, охлаждению и перегрузке аммиака. Завод является конечным пунктом международного аммиакопровода Тольятти – Горловка – Одесса. Трубопровод соединяет “Тольяттиазот”, “Стирол” и ОПЗ. Завод управляет перевалкой аммиака с трубопровода на танкеры.
При Януковиче завод работал в интересах олигарха Дмитрия Фирташа. Его компании продавали заводу газ по завышенным ценам и выкупали удобрения по низким ценам. После бегства Януковича поставлять газ и выкупать готовую продукцию по отработанной схеме начали компании из орбиты Петра Порошенко и бывшего депутата Николая Мартыненко. Поэтому сегодня ОПЗ – крупный должник. В марте 2017 г. общая сумма долга завода за газ составляла $340 млн. Большая часть суммы была сформирована в результате управления заводом группой Фирташа.
В марте 2017 г. по давальческой схеме с ОПЗ начала работать компания “Эру-Трейдинг” Андрея Фаворова. До этого предприятие стояло несколько месяцев из-за отсутствия денег для закупки газа и многомиллиардных долгов. В конце декабря прошлого года работать с заводом по давальческой схеме начала малоизвестная “Всеукраинская энерго компания”.
Как образовался новый долг? Поскольку собственной добычи газа у ВЭК нет, то сырье для переработки на ОПЗ компания закупала у трейдеров. Для работы с ОПЗ по давальческой схеме ВЭК покупала газ у ООО “Газоторговая компания”. Это ООО аффилировано с импортером газа “Скела Терциум” – они имеют общий адрес регистрации.
Официально трейдер “Скела Терциум” принадлежит Сергею Непомнящему и Евгении Федорович. Компания связана с банком “Украинский капитал”, который принадлежит полтавскому бизнесмену Сергею Белашову. По словам участников рынка, именно Белашов является конечным бенефициаром группы трейдеров “Скела Терциум”.
ООО “Газоторговая компания”, в свою очередь, принадлежит Алексею Дубасу. Брат Алексея – Антон Дубас – был помощником беглого нардепа Александра Онищенко (“Воля народа”) на общественных началах. Их отец Богдан Дубас – и. о. директора ГП “Держзовнишинформ”. Он известен близостью к первому вице-премьеру Степану Кубиву, который возглавляет Минэкономразвития и отвечает в том числе за “Держзовнишинформ”.
Согласно материалам уголовного производства, 2 апреля оператор ГТС подтвердил номинацию ВЭК на транспортировку природного газа в объеме 3 млн. куб. м для ОПЗ в апреле 2018 г. Через четыре дня ВЭК подала месячную реноминацию на апрель, увеличив заявленный объем транспортировки газа для ОПЗ до 13 млн. куб. м газа. Об этом было сообщено и оператору газораспределительных систем – ОАО “Одессагаз” бизнесмена Игоря Учителя.
Однако на конец апреля, по данным “Укртрансгаза”, фактическое потребление ОПЗ составило 52,3 млн. куб. м. То есть ВЭК отобрала из газопроводов на 39,3 млн. куб. м больше, чем приобрела у трейдера. При этом “Одессгаз”, не смотря на заявленные 13 млн. куб. м газа, прокачал для ОПЗ 52,3 млн. куб м.
ВЭК не вернула оператору ГТС в установленный строк отобранный выше нормы газ. В результате убытки “Укртраснгаза” составили 500 млн. грн.
Кому принадлежит “Всеукраинская энерго компания”? На корпоративном сайте компании говорится, что ее основателем является Виталий Колесников, хотя сама компания записана на его сына Вадима. Сложно сказать, какими активами владеет компания. На ее сайте говорится, что она предоставляет посреднические услуги по поставкам электроэнергии, инвестирует в переработку мусора и работает в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Новый поставщик газа на ОПЗ может быть опосредовано связан с Игорем Кононенко – влиятельным депутатом от БПП, бизнес-партнером и правой рукой президента Петра Порошенко, сообщила в феврале 2018 г. программа “Схемы”. В частности, номер телефона ВЭК, указанный на сайте, совпал с контактами фирмы “Энергомережа” Дмитрия Крючкова. В этой же компании работал и владелец поставщика газа на ОПЗ Виталий Колесников. В 2014 г. он возглавлял наблюдательный совет “Энергомережи”.
Дмитрий Крючков – фигурант уголовного производства НАБУ по подозрению в завладении 346 млн. грн. “Запорожьеоблэнерго”. Он был объявлен в розыск по линии Интерпола, в апреле 2018 г. задержан в Германии, но в мае вышел на волю под залог.
Бывший председатель Национальной комиссии по регулированию энергетики (НКРЭКУ) Дмитрий Вовк в одном из своих интервью отмечал, что к Дмитрию Крючкову и его брату Леониду благосклонно относился Игорь Кононенко. Леонид Крючков открестился от бизнеса своего брата. В то же время он отметил, что знаком с Кононенко. (Бизнес Цензор/Укррудпром/Химия Украины и мира)