Баланс рынка дизельного топлива в ноябре будет достаточным, благодаря увеличению поставок по нефтепродуктопроводу и по морю. Такой вывод сделан по итогам изучения ресурсной ситуации и опроса участников рынка.
Прогнозная потребность рынка в дизтопливе составляет 600 тыс. т (уровень ноября 2017 г.). Наполнение рынка главным образом будет зависеть от поставщиков российского и белорусского продукта, на которых в прошлом ноябре пришлось 440 тыс. т (73,3%).
По данным импортеров белорусского ДТ, на ноябрь Белорусская нефтяная компания существенно сократила квоты на поставки крупнейшим украинским контрагентам. Двое опрошенных операторов сообщили, что ноябрьский объем в рамках терм-контрактов уменьшен на 44% и 50% соответственно. Таким образом, ожидаемый месячный объем составит 90-100 тыс. вместо 180-200 тыс. т. “У белорусов постоянно куча причин: то возросшие в ноябре потребности внутреннего рынка, то поставки военным, то отсутствие вагонов, то большая привлекательность других направлений. Мы до сих пор не знаем, сколько топлива нам продадут по итогу”, – заявил один из собеседников, пожелавший остаться неизвестным. Один небольшой импортер сообщил, что ему БНК подтвердила поставку на ноябрь в полном объеме.
Источники в БНК признают планы по сокращению поставок в Украину, объясняя это возросшим спросом на внутреннем рынке Беларуси. “Если БНК вдруг сокращает объемы, то это может быть по причине повышенного спроса на внутреннем рынке”, – сообщил представитель ЗАО “БНК” на условиях конфиденциальности.
В то же время поставщики обращают внимание, что, несмотря на заявления БНК в начале октября сильно ограничить поставки в Украину, по итогам месяца белорусский импорт вышел на среднегодовой уровень 180 тыс. т. Участники рынка расценивают такую тактику БНК как желание дестабилизировать рынок для получения более высоких цен на свою продукцию.
Поддержку рынку в условиях неопределенности поставок из Беларуси обещает оказать трубопроводное направление поставок. Как сообщили в Proton Energy Group S.A., в ноябре компания увеличит поставки с ранее планируемых 200 до 290 тыс. т. “Для увеличения поставок в этот напряженный период нам удалось договориться с “Транснефтью” о переносе ремонта нефтепродуктопровода на российском и белорусском участках магистрали с первой декады на самый конец ноября”, – сообщили в компании.
Если политика белорусских экспортеров не изменится, увеличенный объем поставок в ноябре придется на море, прогнозный объем составляет около 80 тыс. т. В октябре импорт по морю начал крупнейший игрок рынка – группа “Приват”.
В октябре 2018 г. украинский рынок испытывал нехватку дизельного топлива из-за возникшего ажиотажа, который помимо роста мировых цен усиливался неопределенностью касательно поставок белорусских нефтепродуктов. В результате стоимость дизельного топлива на АЗС достигла цен на бензин и остается высокой, несмотря на охлаждение мирового рынка. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)