Химизация экономик мира обеспечит углеводородному сырью более или менее стабильный спрос на горизонте ближайших 30 лет. В целом спрос на нефть, газ и уголь будет постепенно сокращаться, но доля спроса на сырье со стороны нефтехимии будет только расти. Основными драйверами выступят строительство и торговля (упаковка). России здесь уготована роль набирающего вес экспортера полиэтилена и полипропилена, основным потребителем которого станет растущий азиатский рынок.
Об этом говорится в энергетическом бюллетене Аналитического центра (АЦ) при правительстве РФ, эксперты которого проанализировали сценарии развития отрасли, представленные Международным энергетическим агентством (МЭА). До 2030 г. в мире прогнозируется рост спроса на основные полимеры (этилен, пропилен, ароматические углеводороды, аммиак и метанол) на 40%, к 2050 г. – на 60-65%. Центром роста производства и спроса продуктов нефтехимии станут страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). “Россия занимает скромные позиции на мировой нефтехимической карте и решает вопросы расширения внутреннего спроса и импортозамещения. В перспективе за 10-15 лет Россия расширит присутствие на мировых рынках, но объем поставок будет ограниченным”, – считают эксперты АЦ.
Около 80% сырья, которое используется в мировой нефтехимии, – это продукты переработки нефти (этан и нафта), еще 10% приходится на газ, остальное – на уголь (в России основное сырье – нафта и сжиженные углеводородные газы). Здесь изменений не ожидается вплоть до середины столетия. А вот доля нефтехимии в структуре мирового спроса на нефть вырастет: по базовому сценарию МЭА – с 12% в 2017 г. до 16% в 2050 г. “Дополнительный спрос на нефть со стороны нефтехимического комплекса обеспечит почти половину общего прироста спроса на нефть в течение этого периода”, – подчеркивают в АЦ. Более амбициозный сценарий МЭА предполагает меньший мировой спрос на нефть по сравнению с базовым сценарием, но более значительный рост доли нефтехимии в структуре спроса – до 26%.
В России за счет дешевого сырья потенциал роста внутреннего потребления пластиков и экспорта продукции нефтехимии эксперты оценивают довольно высоко. На фоне введения санкций в 2014 г. в перечень приоритетной продукции для импортозамещения включили основные крупнотоннажные полимеры и катализаторы, что дополнительно подстегивает нефтехимическое производство и уже почти избавило Россию от участи чистого импортера крупнотоннажных полимеров. Сложная ситуация сохраняется с полиэтиленом, производство которого растет, но не может заместить импорт.
До 2030 г. производство крупнотоннажных полимеров в России вырастет до 14,4 млн. т (почти в 3 раза), потребление – в 2 раза. К 2025 г. за счет наращивания производства Россия может стать крупным экспортером на рынках Европы и стран АТР. (rg.ru/Химия Украины и мира)