Руководители компании EPI (Environmental Products Inc.), мирового лидера в области оксо-биоразлагаемых технологий, выступили с официальным заявлением. В нем говорится, что представители конкурирующих отраслей усилили пропагандистскую кампанию, аргументируя свои доводы безосновательными утверждениями, которые противоречат объективным научным данным.
При оксо-биоразложении (ОБР) в состав полимера включается специальная добавка-катализатор (обычно в дозировке 1%), через определенное время пускающая процесс разложения. Этот процесс состоит из 2 этапов. 1-ый – оксо-разложение, при котором полимер рассыпается на мелкие части. 2-ой – биоразложение, во время которого микробы поглощают остатки пластика. В результате разложения остаются углекислый газ, вода и биомасса. Эта технология относительно дешевая и проста в применении, так как в отличие от производства гидро-биоразлагаемых изделий (изготовленных из органического сырья: кукурузы и др.) не нужно закупать специальное оборудование для производства и изделия разлагаются в естественной среде. Впервые оксо-биоразлагающие добавки были выпущены на рынок канадской компанией EPI в 1991 г. В некоторых странах Азии, Африки, а так же Европы технология производства оксо-биоразлагаемых пластиков получила широкое распространение.
Спустя два десятилетия применения, когда технология получает все более широкое распространение, появляются такие заявления: “В естественной среде так называемые “оксо-биоразлагаемые” пластики не подвергаются полному биологическому разложению, а лишь трансформируются в микрочастицы вторичных пластиков. Таким образом, употребление термина “биоразлагаемые” по отношению к данным материалам некорректно, поскольку фактически их фрагментация лишь превращает видимые отходы в невидимые загрязнения”.
Компания EPI категорически опровергает это предположение. В процессе разложения ОБР-материалы полностью перерабатываются в формы, поглощаемые и усваиваемые природными микроорганизмами. Следовательно, ОБР-пластики естественным образом полностью метаболизируют до воды и углекислого газа, который затем возвращается в природный круговорот углерода. Об этом свидетельствует большой объем подтвержденных результатов научных исследований высокого уровня. В частности, недавно группа ученых под руководством Якубовича (SP Technical Research Institute of Sweden) наблюдала процесс биоразложения в почвенной среде: в течение 2 лет конверсия составила 91%.
Утверждение о том, что конечными продуктами естественной переработки оксо-биоразлагаемых пластиков явля-ются микрочастицы вторичных пластиков, абсолютно не соответствует действительности. На самом деле фрагментация является лишь первой стадией процесса оксо-биоразложения. Литературные источники, подтверждающие эффективность технологий ОБР, не подвергаются сомнению и признаны международными организациями по стандартизации. Оксо-биоразлагающие добавки к пластикам, такие, как TDPA(tm) производства компании EPI, соответствуют стандартам BS8472 (Великобритания), ASTM D6954 (США) и AFNOR Accord T51-808 (Франция), являясь, таким образом, высококачественными и экологически безвредными продуктами.
Конкуренты часто указывают, что данные добавки “обычно представляют собой соли металлов”. Термин “соли металлов” употребляется в техническом контексте – под ним подразумеваются соли натрия. Наиболее распространенное соединение натрия, известное как поваренная соль, также подпадает под определение “соли металлов”. Более того, компания EPI подтверждает, что ее продукция не содержит ни солей тяжелых металлов, ни других экологически вредных компонентов. Материалы ОБР производятся в соответствии с теми же стандартами экологической безопасности (например EN13432) и эко-тестами на токсичность, какие применяются в производстве компостируемых пластиков. Кроме того, ОБР-материалы в течение длительного времени используются для изготовления пленки, применяемой в сельском хозяйстве для мульчирования, и до сих пор не зафиксировано ни одного случая их биологической опасности или негативного влияния на плодородность почв. Таким образом, ни оксо-биоразлагающие добавки, ни продукты биоразложения с их участием не являются токсичными. Технологии производства ОБР-пластиков стали жертвами преднамеренной дезинформации. Технологии ОБР должны стать ключевым способом снижения экологического вреда, причиняемого пластиками – но вместо этого их зачастую стараются представить псевдоинструментом.
Другие методы утилизации упаковки (например гидро-биоразложение) проигрывают ОБР по важным показателям: цене и простоте использования. Производство гидро-биоразлагаемых полимеров было и останется дорогостоящим процессом. Для их производства необходимо специальное оборудование. А для утилизации – промышленные компостные сооружения. Упаковку нужно собирать и доставлять к месту утилизации. В естественных условиях такие изделия не разлагаются.
Использование другие видов упаковки не является решением проблемы. Например, бумажные пакеты просто утилизировать, но их производство наносит гораздо больший ущерб экологии, чем производство пластиковых пакетов. Не случайно целлюлозно-бумажные комбинаты обычно строят подальше от населенных пунктов.
Джозеф Го, президент и руководитель компании EPI, подчеркивает: “В международном праве должен быть установлен приоритет научно-подтвержденных фактов над безосновательной риторикой. Твердый научный фундамент, лежащий в основе технологий ОБР, является неопровержимым. Ограничения в использовании оксо-биораз-лагаемых технологий нанесет ущерб экологии, в первую очередь потому, что эти технологии предлагают возможности широкого применения доступной и незатратной стратегии минимизации отрицательного воздействия пластиковых отходов на окружающую среду”.
Разработка экономичных технологий производства разлагаемых пластиков – основа корпоративной парадигмы компании EPI. Это позволит смягчить экологический ущерб от использования пластиковых пакетов, которые вследствие высокой химической инертности могут стать серьезным фактором загрязнения окружающей среды. Таким образом, компания EPI полностью соблюдает основные положения усилий правительств различных стран, направленные на снижение экологического ущерба, вызванного использованием изделий из пластмасс. (Rcc/Химия Украины и мира)