Показатели импорта по отдельным продуктам питания, особенно молочной продукции, после присоединения заметно выросли. Основной потенциал по поддержке отрасли видится в дальнейшем наращивании ее финансирования, однако возможности бюджета в настоящее время ограничены.
Таким образом, возникает необходимость совершенствования государственного регулирования производства и экспорта сельскохозяйственной продукции, при этом повышается роль государства в оптимизации производственно-сбытовой цепочки отрасли.
Если рассматривать российский аграрно-продовольственный комплекс в целом, то производители и экспортеры зерна в кризисные периоды, особенно в случае повсеместно высоких урожаев, несут самые большие потери. В лучшем положении оказываются овощеводы и поставщики продовольственных товаров. Очевидно, что в ряде случаев экспортное производство может с успехом заменяться производством импортозамещающей продукции. Например, в России значительные площади можно занять под посадки картофеля и других овощей, сообщает сайт Золоче комплекса (http://zoloche.ua), а также увеличить производство фруктов – огромные объемы всей этой продукции импортируются.
Повышению эффективности российского аграрного производства и экспорта могла бы способствовать их диверсификация – активное развитие альтернативных направлений в растениеводстве, а также расширение использования зерна на корм с частичной заменой в экспортных отгрузках зерна мясом птицы и свининой, наиболее перспективными рынками для которых выступают азиатские государства. Повышать конкурентоспособность продукции с высокой добавленной стоимостью можно, например, путем углубления переработки, продвижения на рынок функциональных продуктов. Рост эффективности переработки обеспечивается благодаря улучшению качества исходного сырья, для чего необходимо расширение отраслевых НИОКР – государство может принять активное участие в финансировании таких НИОКР. (О. Филиппова, БИКИ)
(Продолжение следует)