На Петербургском международном экономическом форуме 2010 г. прозвучали предложения о планировании развития инфраструктуры (http://kai.ua/ru/products/genplan), о совместном регулировании нефтяного и финансового рынков, что особенно актуально с учетом новой дуалистической природы нефтяного рынка.
Примат финансового фактора в развитии мировых товарных рынков, в том числе нефтяного, подтверждается некоторыми уроками последнего кризиса, который по своему генезису оказался совершенно иным, чем кризисы прошлых лет.
Последний кризис 2008-2010 гг. не вписывается в подобные рамки. Первоначально кризис разразился в финансовой сфере США, где в результате манипуляций с виртуальными капиталами, резкими нарушениями в сфере ипотечной системы, образованием большого количества так называемых пузырей, спекулятивных, фиктивных и виртуальных сделок на фондовом рынке наступило банкротство части крупнейших банков, финансовых учреждений, страховых компаний. Обвал на финансовых рынках и нехватка реальных денежных средств были первичной причиной кризиса, воздействовавшей затем на сферы материального производства и распределения. Благодаря сложившейся взаимозависимости в глобальной экономике финансово-экономический кризис в считанные месяцы затронул в разной степени все стороны хозяйственной жизни мирового сообщества. Особенно отрицательно он сказался на объемах мировой торговли, которую впервые кризис затронул в большей мере, чем производство. Пострадали экспортоориентированные отрасли, существенно снизились также межстрановые инвестиционные потоки, обострилась социальная напряженность. Таким образом, первоначально возникший финансовый кризис трансформировался в финансово-экономический.
Роль мирового нефтяного рынка в развитии и преодолении последнего кризиса можно расценивать как пассивную. Рост цен на нефть, в отличие от прежних энергетических кризисов, не провоцировал мировой экономический кризис, не стал для него “запалом”. Это можно объяснить снижением степени энергозависимости мировой экономики и изменением структуры энергетического рынка. Рекордные цены середины 2008 г. оставались вполне переносимыми для мировой экономики. Наоборот, нефтяной рынок оказался одной из “жертв” кризиса, многие игроки рынка, имеющие реальный товар, понесли заметные потери. В то же время в своей новой ипостаси мощного средоточия денежного капитала и центра спекулятивного движения цен на нефть и нефтепродукты этот рынок, наряду с другими факторами финансовой сферы, сыграл роль в усугублении кризисных потрясений и препятствовал нормализации в мировой экономике. (БИКИ/ Химия Украины и мира)