За январь-июнь в Украину было ввезено товаров и сырья на общую сумму $28,1 млрд., что на $6,7 млрд. меньше, чем за аналогичный период прошлого года – в первом полугодии 2013 г. Украина импортировала продукции на $34,8 млрд. При этом по итогам первого полугодия 2014 г. Украина впервые с 2005 г. показала позитивное сальдо торгового баланса. За январь-июнь нынешнего года оно составило $568,4 млн. Для сравнения: за аналогичный период 2013 г. этот показатель составлял почти $4 млрд. со знаком «минус».
В структуре украинского импорта основное место занимает нефтегазовый сектор. В списке лидеров почти половина, а именно 12 компаний, занимаются ввозом этой продукции. Причем 11 из них делают бизнес на нефтепродуктах. Подобная тенденция не нова для Украины – она начала формироваться еще с конца 90-х годов прошлого века.
В 1998 г. было принято решение централизовать под государство все закупки и распределение природного газа внутри Украины, для чего и был создан НАК «Нафтогаз Украины». С тех пор компания и является крупнейшим импортером газа. Ни одной частной компании до сих пор не удалось превысить импортные показатели этой госкомпании.
На рынке нефтепродуктов именно в это время стала складываться противоположная тенденция. К концу 90-х годов все отечественные нефтеперерабатывающие заводы перешли в частные руки. Параллельно начался стремительный рост мировых цен на нефть. Несколько лет они держались на уровне $20-30/баррель, а в январе 2000 г. выросли до $35/баррель, и перерабатывать нефть на устаревших НПЗ стало невыгодно. Тогда и началась эпоха нефтетрейдеров, которая держится до сих пор.
Отсутствие в Украине достаточного количества коксующегося угля делает это направление металлургии еще одним классическим лидером импорта. Три металлургических и коксохимических завода занимают совокупное второе место в данном рэнкинге. При этом, по данным информационно-аналитического агентства «Статинформконсалтинг», заметно снижение объемов импорта продукции ГМК. Если в первом полугодии 2013 г. доля импорта этой товарной группы составляла 33,9%, то за первое полугодие 2014 г. – 32,9%.
Удельный вес стран Евросоюза в импорте товаров по сравнению с первым полугодием прошлого года не изменился и составил 35,4% от общего объема, из других стран – 64,6%. Импорт товаров увеличился только из Беларуси (+14,8%), а из остальных крупнейших стран-партнеров уменьшился. В структуре импорта основное сокращение объемов произошло за счет продукции машиностроения, металлургии и химпрома. Украина стала закупать намного меньше автомобилей (-54%), проката черных металлов (-44,6%), каменного угля (-20%), минеральных удобрений (-39,6%) и природного газа (-8,9%).
Наиболее импортоориентированным регионом Украины остается Киев и Киевская область, наращивая объемы потребления импортных товаров. Показатели Днепропетровской области остались практически неизменными, а Донецкая, оказавшись в эпицентре военных действий, выбыла из тройки лидеров по потреблению импорта.
№ | Компания | Отрасль | $ млн. |
1 | НАК «Нафтогаз Украины» | нефтегаз | 2438,92 |
2 | «ВОГ Трейдинг» | нефтегаз | 633,52 |
3 | «ОККО-Бизнес» | нефтегаз | 507,72 |
4 | Алчевский металлургический комбинат | металлургия | 387,94 |
5 | «БНК-Украина» | нефтегаз | 304,69 |
6 | Авдеевский коксохимический завод | металлургия | 300,73 |
7 | Южно-Украинская АЭС | энергетика | 300,07 |
8 | «Альянс Ойл Украина» | нефтегаз | 266,21 |
9 | «Укртрансойл-2009» | нефтегаз | 236,42 |
10 | БаДМ | фармацевтика | 227,10 |
11 | «Самсунг Электроникс Украина Компани» | дистрибуция | 206,78 |
12 | «Тойота-Украина» | машиностроение | 200,49 |
13 | Одесский НПЗ | нефтегаз | 191,76 |
14 | «ЛУКойл-Украина» | нефтегаз | 179,40 |
15 | «АрселорМиттал Кривой Рог» | металлургия | 174,49 |
16 | «Сингента» | химия | 173,09 |
17 | Банк «Пивденний» | финансы | 169,97 |
18 | «Корнелия» | нефтегаз | 158,76 |
19 | «Порше Украина» | авторитейл | 131,88 |
20 | «В.А.Т.-Прилуки» | табак | 131,10 |
21 | «Виннер Импортс Украина» | авторитейл | 130,94 |
22 | «Западная Нефтегазовая компания» | нефтегаз | 130,69 |
23 | «Параллель-М Лтд» | нефтегаз | 129,10 |
24 | «Олэнерго» | нефтегаз | 126,22 |
25 | «Мотор Сич» | машиностроение | 124,93 |
Forbes представляет 25 компаний, показавших по итогам первой половины текущего года наибольшие объемы импортных операций в Украине. В общей структуре импорта за январь-июнь доля этих компаний составляет 28,4%.
НАК «Нафтогаз Украины»
Импорт за І полугодие 2014 г.: $2,439 млрд.
Отрасль: нефтегаз.
Владелец: государство Украина.
«Нафтогаз Украины» – крупнейший импортер газа в Украину. На текущий момент НАК импортировала около 18 млрд. куб. м топлива. За сверхсложный 2014 г. НАК поставила четыре рекорда своей деятельности.
Первый – объем импорта газа в Украину стал минимальным за все время независимости.
Второй – был импортирован минимальный объем газа из России. До блокады поставок из РФ в конце первого полугодия импорт составил 13,9 млрд. кубов. В декабре поставки возобновляются.
Третий – 4 млрд. куб. м газа Украина получила из Европы по реверсу. Поставки осуществляются из Польши, Венгрии и Словакии.
Четвертый рекорд в очередной раз поставил объем дефицита НАК – 110 млрд. грн. Причина остается неизменной – низкие внутренние тарифы на газ. В будущем году под давлением международных кредиторов, которые привыкли к тому, что нефтегазовые монополисты, как правило, сверхприбыльные компании, правительство может пойти на повышение тарифов.
Компания «ВОГ Трейдинг»
Импорт за І полугодие 2014 г.: $633,52 млн.
Отрасль: нефтегаз.
Владелец: группа компаний «Континиум».
«ВОГ Трейдинг» народного депутата Игоря Еремеева – крупнейший частный импортер нефтепродуктов в Украину. Компания, владеющая одной из самых масштабных сетей АЗС в стране, завозит в год около 2 млн. т нефтепродуктов.
По итогам 2013 г. оборот компании составил около $3 млрд., что соответствует примерно 17% рынка. На фоне общих для участников рынка трудностей – курсовые колебания, снижение потребления – WOG пытается оптимизировать затраты и ищет новые варианты поставок.
В сентябре 2013 г. компания в партнерстве с «БНК-Украина» («дочка» «Белорусской нефтяной компании») выполнила пробную поставку 750 т дизтоплива речным транспортом.
ЧП «ОККО-Бизнес»
Импорт за І полугодие 2014 г.: $507,72 млн.
Отрасль: нефтегаз.
Владелец: Виталий Антонов, ЕБРР (миноритарный акционер).
Сеть АЗС «ОККО», состоящая из более чем 400 заправочных комплексов, снабжает украинцев исключительно импортным топливом стандарта Евро-5. Среди поставщиков: литовский производитель нефтепродуктов Orlen Lietuva, польский – Orlen Polska, белорусские нефтеперерабатывающие заводы «Нафтан» и Мозырский НПЗ, венгерский – MOL и румынский Rompetrol.
В начале 2014 г. концерн «Галнафтогаз», управляющий сетью АЗС «ОККО», подписал соглашения с концерном Orlen Polska на поставку польских бензинов и дизтоплива. Более 50% бензина А-95 и около 40% ДТ, которые польский производитель поставлял в Украину в 2014 г., продавались через сеть «ОККО». Во второй половине августа дополнительные контракты на поставку польских нефтепродуктов смогли восполнить сокращение импорта с белорусских НПЗ, которые закрылись на ремонт.
В ноябре «Галнафтогазу» пришлось заморозить 25 из 35 своих заправок в Луганской и Донецкой областях, находящихся в зоне боевых действий. «Там, где военные действия, мы не подвергаем риску наших сотрудников. Но они получают заработную плату в тех зонах, где заморожены заправочные станции», – сказал собственник компании Виталий Антонов.
ООО «БНК-Украина»
Импорт за І полугодие 2014 г.: $304,69 млн.
Отрасль: нефтегаз.
Владелец: «Белорусская нефтяная компания».
Компания «БНК-Украина», «дочка» «Белорусской нефтяной компании», ввозит в Украину высококачественное топливо стандартов Евро-4 и Евро-5, произведенное на Мозырском и Новополоцком НПЗ в Беларуси.
В 2014 г. на пользу бизнесу компании пошла блокада российских нефтепродуктов, в частности, авиатоплива. Беларусь, в прошлом году не завозившая этот ресурс, в ноябре 2014 г. стала единственным его поставщиком в Украину. За январь-ноябрь поставки авиатоплива в Украину сократились на 20% до 128000 т, при этом поставки из РФ упали вдвое (до 60000 т), а из Беларуси выросли на 76% до 68000 т. Одним из наиболее активных экспортеров была БНК.
По данным консалтинговой группы «А-95», в первом полугодии 2014 г. доля белорусского бензина выросла с 48% до 55%, доля дизельного топлива, поставляемого из Беларуси, увеличилась с 46% до 64% за тот же период.
ПАО «Авдеевский коксохимический завод» (АКХЗ)
Импорт за І полугодие 2014 г.: $300,73 млн.
Отрасль: горно-металлургический комплекс.
Владелец: группа «Метинвест».
Крупнейший в Европе коксохимический комбинат в основном импортирует коксовый уголь. Начиная с лета, когда развернулась активная фаза АТО на Донбассе, а предприятие попало в зону активных боевых действий, объем производства на заводе сократился до 20-30%. Несколько раз завод был полностью обесточен и находился на грани остановки. В результате убыток предприятия за третий квартал т.г. составил 686 млн. грн.
Сейчас предприятие работает, но испытывает трудности с поставками сырья, так как вокруг Авдеевки разрушена инфраструктура, в том числе железнодорожные пути – завод находится фактически на границе боевых действий. Хотя в середине декабря завод восстановил железнодорожную ветку, чтобы подгонять коксовый уголь.
Сырье завод не только импортирует, но и закупает у своих же шахт, которые находятся на подконтрольной боевикам территории. Зарплату сотрудники компании получают, выезжая на подконтрольную украинским военным территорию – в 20 км от завода.
Но в целом группа «Метинвест» сегодня занимается диверсификацией источников поставок кокса на свои металлургические заводы. В середине декабря была официально закрыта сделка по покупке Днепродзержинского коксохимического завода у группы «Евраз». Началась она еще в 2012 г., но только сейчас Антимонопольный комитет Сербии дал официальное разрешение на приобретение этого актива.
ООО «НК «Альянс Ойл Украина»
Импорт за І полугодие 2014 г.: $266,21 млн.
Отрасль: нефтегаз.
Владелец: Shell, «Альянс».
Компания «Альянс» – оператор сети АЗС под брэндом Shell в Украине. Сейчас сеть насчитывает чуть более 150 автозаправок, уменьшившись с начала года на два десятка точек в аннексированном Крыму.
Как и коллеги по рынку, «Альянс Ойл Украина» в 2014 г. приходится балансировать между падающей вслед за котировками нефти стоимостью нефтепродуктов на европейских рынках и растущим курсом доллара и евро из-за девальвации гривны.
Но, возможно, скоро приоритеты сотрудников заправок Shell в Украине сместятся в сторону более активного продвижения сопутствующих товаров и продуктов. «Падение цен на нефть разочаровывает руководителей Royal Dutch Shell, но бизнес по продаже хот-догов и кофе показывает хорошие результаты, – рассказал вице-президент по ритейлу Royal Dutch Shell Иштван Капитаны агентству Bloomberg. – Розничные продажи без учета топлива на 45000 АЗС компании по всему миру в прошлом году принесли ей выручку в $6 млрд., и ожидается, что эта сумма увеличится по итогам текущего года».
ООО «Укртрансоил-2009»
Импорт за І полугодие 2014 г.: $236,42 млн.
Отрасль: нефтегаз.
Бенефициар: Эдуард Ставицкий
Компания «Укртрансоил-2009» является трейдером сети АЗС «БРСМ-Нафта», поставляя на автозаправки сети топливо и октаноповышающие компоненты.
«БРСМ-Нафта», присутствуя на украинском рынке еще с 1995 г., активно начала развивать сеть только с 2012 г. Менее чем за два года она разрослась до 136 заправочных станций в 20 областях страны, 87 мини-маркетов, трех нефтебаз. В 2014 г. активность компании заметно снизилась.
Учредителем компании значится Олег Деменюк, однако представители топливного рынка связывают «БРСМ-Нафта» с экс-министром энергетики Украины Эдуардом Ставицким, в данное время находящемся в розыске. В самой компании такую связь опровергают.
В ближайшее время компания может сменить официального владельца. Голландский инвестиционный фонд FreezeOil Fund в ноябре сообщил о «принятии решения о покупке» существенной доли в этой сети АЗС. FreezeOil Fund создан в 2014 г., его собственники представителям отрасли неизвестны.
ООО «БаДМ»
Импорт за І полугодие 2014 г.: $227,10 млн.
Отрасль: фармацевтика.
Владельцы: Александр Дитятковский, Александр Суходольский, Владимир Басс, CVCI.
После начала процедуры банкротства компании «Альба Украина» ее конкурент, фармдистрибутор БаДМ существенно расширил свою долю рынка. На начало осени 2014 года она составила 43,9%.
Практически монопольное положение обеспечило компании не только очевидные преимущества, но и создало ряд проблем. В БаДМ нарекают на существенное сокращение оборотного капитала из-за увеличившихся объемов поставок, а также повышенное внимание контролирующих органов. АМКУ изучает деятельность компании, чтобы не допустить намеренного создания дефицита определенных групп лекарств или одностороннего повышения цены.
Впрочем, повышения стоимости импортных препаратов избежать не удалось – стремительная девальвация гривны не оставила фармимпортерам выбора. На рост цен также влияет стремление поставщиков заложить в стоимость свои риски от дальнейшего обесценивания национальной валюты.
ПАО «Одесский нефтеперерабатывающий завод» (ОНПЗ)
Объем импорта за І полугодие 2014 г.: $191,76 млн.
Отрасль: нефтегаз.
Владелец: ВЕТЭК
В І полугодии поставки нефтяного сырья на Одесский НПЗ составили 160000 т. Преимущественно этот объем сформировали импортные поставки – после смены власти в Одессе возможности закупки ресурсов на внутреннем рынке для предприятия ограничены.
В ноябре развернулась борьба за находящиеся на предприятии нефтепродукты, общая стоимость которых оценивается в $55 млн. Несмотря на то, что имущество предприятия находится под арестом, 11 декабря вооруженные люди под прицелами автоматов заставили работников Одесского нефтеперерабатывающего завода перекачать нефтепродукты на предприятие «Синтез Ойл», которое принадлежит группе «Приват» Игоря Коломойского.
Адвокат Андрей Федур квалифицирует происходящее как хищение, и подчеркивает, что оно происходит при попустительстве представителей правоохранительной и судебной системы. В ноябре, после захвата НПЗ, руководство завода обратилось к генеральному прокурору, министру МВД и руководителю СБУ с заявлением, в котором предупредило о возможном развитии событий и хищении. «Никакой реакции не было. Возможно, эти обращения даже ускорили процесс», – полагает Федур.
ООО «ЛУКойл-Украина»
Импорт за І полугодие 2014 г.: $131,88 млн.
Отрасль: нефтегаз.
Владелец: НК «ЛУКойл».
Бизнес «ЛУКойл-Украина» сокращался уже несколько последних лет. Причин несколько: нерентабельность производства нефтепродуктов на Одесском НПЗ и последующая его продажа, блокирование поставок нефти на завод трубопроводным транспортом, появление ряда нефтетрейдерских компаний, которые получили возможность ввозить топливо без налогов. Компания прекратила строительство собственных АЗС, хотя всегда называла это своим приоритетом, и начала оптимизацию сети франчайзинговых заправок.
До 2019 г. «ЛУКойл-Украина» планировала инвестировать в развитие своих активов не менее $140 млн. Подобным планам сбыться не суждено. Военное противостояние напрямую отразилось на бизнесе украинской «дочки» российской нефтяной компании: работа заправок неоднократно блокировалась радикально настроенными активистами, а реализация топлива по итогам первого полугодия упала более чем на 40%.
В итоге материнская компания приняла решение вовсе избавиться от украинской «дочки»: в августе «ЛУКойл» подписала соглашение с австрийской инвесткомпанией AMIC Energy Management GmbH о продаже 100% акций «ЛУКойл-Украина» за $300 млн. В самой австрийской компании, учрежденной только год назад, утверждают, что активы скупаются лишь в интересах официальных акционеров компании, а не «ЛУКойла».
Сегодня компания проводит активный ребрэндинг заправок и выводит с рынка старый брэнд. Управляющий директор компании Гюнтер Майер считает, что компании AMIC Energy Management повезло с «ЛУКойлом». Впрочем, ничего из заявленного AMIC так и не сделал, и у игроков рынка есть все основания предположить, что сделка по продаже была фиктивной.
Компания «Сингента»
Импорт за І полугодие 2014 г.: $173,09 млн.
Отрасль: химия.
Владелец: Syngenta AG.
Syngenta AG – крупнейший мировой производитель сельскохозяйственных химикатов и поставщик семенного фонда. Украинская «дочка» контролирует более 20% рынка средств защиты растений и семян сельскохозяйственных культур в Украине, а доля ввозимых ею препаратов превышает 30% от общего импорта пестицидов.
Правда, сейчас компании приходится нелегко: из-за валютных колебаний зарубежная продукция подорожала примерно на четверть, и многие клиенты переориентировались на отечественные препараты.
По итогам 2014 г. объемы рынка СЗР, по прогнозам экспертов, впервые за несколько лет сократятся на треть. В прошлом году объем этого рынка оценивался примерно в $1,7 млрд.
ООО «Корнелия»
Импорт за 1 полугодие 2014 г.: $158,76 млн.
Отрасль: нефтегаз.
Владелец: оффшор «Рансворт Инвестнментс Лимитед», Британские Виргинские острова.
«Корнелия» специализируется на оптовой торговле топливом. Компания существует с 1993 г. и зарегистрирована в Киевской области.
В первом полугодии оборот нефтетрейдера составил около 1,7 млрд. грн., что примерно на 20% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Финансовая динамика не такая позитивная: если 2013 г. компания завершила с прибылью около 45 млн. грн., то только в первом полугодии 2014 г. убыток «Корнелии» превысил 85 млн. грн.
Участники рынка связывают «Корнелию» с закарпатским бизнесменом Леонидом Коганом, который также владеет «Закарпатнефтепродукт-Мукачево». Эта компания развивает розничную сеть АЗС под брэндом «Маркет», которые сосредоточены на трассах Киев-Житомир и Киев-Чоп. В 2012-2013 гг. эта компания скупала АЗС николаевской сети «Ранг», «ЛУКойл-Украина» и станций под брэндом «Пегас».
ООО «Западная нефтегазовая компания» (ЗНГК)
Импорт за І полугодие 2014 г.: $130,69 млн.
Отрасль: нефтегаз.
Владелец: Алексей Тамразов.
В прошлом специалист отдела оптовой реализации нефтепродуктов «ТНК-Украина» Алексей Тамразов в 2003 г. основал собственную компанию – ЗНГК. В 2013 г. оборот компании, согласно данным самой ЗНГК, составил 5,18 млрд. грн., и она вошла в десятку крупнейших импортеров бензина и дизельного топлива в Украине.
В 2013 г. компания участвовала в реализации для населения сжиженного газа, поставляемого «Укргаздобычей», в которой Тамразов проработал до марта 2014 г.
Выручка ЗНГК в первом полугодии снизилась почти на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2 млрд. грн. Убыток за первую половину 2014 г. составил 25 млн. грн.
ООО «Параллель-М ЛТД»
Импорт за І полугодие 2014 г.: $129,10 млн.
Отрасль: нефтегаз.
Владелец: Ринат Ахметов.
Сеть заправок «Параллель» – одна из наиболее пострадавших от военных действий в Донецкой и Луганской областях. Из 117 заправок сети по состоянию на конец сентября 2014 г. функционировало только 45, еще 6 заправочных комплексов восстанавливались после разрушений и действий мародеров. Работа остальных заправок сети была приостановлена из-за опасности для жизни и здоровья сотрудников, а также из-за невозможности доставить на них топливо.
Генеральный директор компании Елена Хилиенко так прокомментировала ситуацию: «В городах, где наступил мир, мы в кратчайшие сроки возобновляем поставки и восстанавливаем работу наших автозаправочных комплексов. Для стабильного снабжения подключили две дополнительные нефтебазы – в Мариуполе и Днепропетровске. Мы понимаем, что без топлива невозможно наладить нормальную жизнь людей, которые и так устали от войны».
ООО «Олэнерго»
Импорт за I полугодие 2014 г.: $126,22 млн.
Отрасль: нефтегаз.
Владелец: Станислав Колесник и Сергей Мачуленко
Нефтетрейдер «Олэнерго» появился на рынке в сентябре 2013 г. За первый же год работы компания нарастила объемы ежемесячных поставок до свыше 10000 т, что равняется около 2% валового украинского импорта нефти и нефтепродуктов. Согласно данным СМИ, владельцами компании являются Станислав Колесник и Сергей Мачуленко.
В основном «Олэнерго» торгует продуктами двух белорусских НПЗ – Мозырского и «Новополоцкого». Трейдер оперирует как в сегменте мелкого опта, так и в рознице. К текущему моменту под брэндом AllEnergo работает 18 АЗС (в Киевской и Хмельницкой областях), еще 24 заправки других компаний продают топливо «Олэнерго» на условиях партнерства. До конца 2015 г. в планах трейдера расширить сеть сбыта еще на 40-45 единиц в тесном сотрудничестве с нефтяным ритейлером «Лотос». Часть рынка, которую хочет занять компания – 100 АЗС при 1,2 млн. т ежегодного импорта. Из-за девальвации национальной валюты и сокращения объемов продаж в 2014 г. компания столкнулась с проблемой задолженности за приобретенные нефтепродукты. Для пополнения оборотных средств в сентябре этого года «Олэнерго» договорился с Укринбанком об открытии кредитной линии с лимитом 164 млн. грн. (Forbes.ua/Химия Украины и мира)