Министерство энергетики РФ подготовило приказ по импортозамещению в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях. К замещению ведомством предложены ключевые группы катализаторов, в которых испытывает потребность российская промышленность, а также базовые полимеры.
В плане по импортозамещению, который содержится в опубликованном приказе, указаны катализаторы для базовых процессов нефтепереработки и нефтехимии. Все мероприятия в рамках плана предполагается осуществить в течение 2015-2020 гг. В частности, катализаторы гидроочистки, импорт которых в настоящее время достигает 97%, планируется заместить на 55% к указанному сроку. Аналогичный показатель импортозамещения ожидается по группе катализаторов гидрокрекинга. Потребность в зарубежных катализаторах каткрекинга и каталитического риформинга, которая министерством оценивается в 65% и 60% соответственно, предполагается свести к 25%.
В настоящее время “Газпром нефть”, которая является одним из модераторов проекта по импортозамещению катализаторов, работает над проектом производства катализаторов гидрокрекинга и каткрекинга. Начальник производства микросферического цеолитсодержащего катализатора крекинга ОАО “Газпромнефть-ОНПЗ” Сергей Гурьевских сообщил, что мощности по катализаторам каталитического крекинга в течение 2016 г. планируется расширить до 4,5 тыс. т/год. На сегодняшний день предприятие способно выпускать 3 тыс. т данного типа катализаторов, большая часть из которых направляется на собственные нужды. В 2014 г. начались первые поставки катализаторов на Московский НПЗ компании. По экспертным оценкам, сейчас потребность в катализаторах крекинга на российском рынке достигает 8,5 тыс. т/год. К 2020 г. эта цифра может возрасти до 14 млн. т, при этом потребности только “Газпром нефти” могут увеличиться до 7 тыс. т/год. Собеседник, входящий в рабочую группу Минпромторга и Минэнерго по импортозамещению, отметил, что за катализаторы изомеризации и риформинга “отвечает” “Роснефть”. В планы компании входит разработка новых видов катализаторов и их внедрение в производство в Ангарске.
В сегменте нефтехимии к замещению предложены 6 типов катализаторов. В планах Минэнерго фигурирует вытеснение импорта катализаторов газофазного и жидкофазного окисления (для производства окиси этилена и терефталевой кислоты) с текущих 100% до 45%. Также долю российского производства с 0% до 55% предполагается довести в сегменте катализаторов полимеризации этилена, пропилена и стирола. Задумки в данной области имеет “Нижнекамскнефтехим”, который в 2014 г. открыл катализаторную фабрику. Пока компания совместно со специалистами КФУ работает над технологиями катализаторов для производства каучуков, но с долей осторожности говорит об интересе к разработкам для производства базовых полимеров.
В сегменте базовых полимеров к замещению предложены полиэтилен (на 100%), полипропилен (на 100%), поливинилхлорид (на 90%), полиэтилентерефталат (на 100%). Единственным продуктом, импорт которого, по прогнозам Минэнерго, вырастет к 2020 г., является полистирол. В настоящее время российские компании, по данным ведомства, производят 84% всего полистирола, в 2020 г. они будут выпускать 75%.
Во многом ожидания ведомства в области импортозамещения полиолефинов связаны с пуском “ЗапСибНефтехима” “СИБУРа”. Так, в феврале замминистра энергетики Кирилл Молодцов на специальном совещании правительства в Воронеже заявлял, что вопрос замещения импорта в сегментах линейных полиэтиленов и полиэтиленов высокой технологической насыщенности может решиться после введения в эксплуатацию тобольской площадки.
На коллегии Минэнерго, которая состоялась 15 апреля, глава ведомства Александр Новак подчеркнул, что на сегодняшний день приняты 8 отраслевых планов по импортозамещению. “Целевым индикатором является сокращение доли импорта с 60% до 43% в 2020 г. Это минимальный показатель. К каждому показателю в процессе реализации планов мы будем подходить более жестко. – подчеркнул А. Новак. – Ключевой задачей является разработка подробных технических заданий с выходом на отраслевой заказ промышленности”. (rupec.ru/Химия Украины и мира)