Контроль за авиационным топливом на всех этапах (производство, транспортировка, хранение, заправка гражданских и военных судов) необходимо отдать госкомпаниям. С таким предложением выступил заместитель руководителя фракции “Справедливая Россия” в Госдуме, член комитета по транспорту Олег Нилов. Официальное обращение он направил председателю правительства Дмитрию Медведеву.
По мнению парламентария, растущее количество авиакатастроф (например, недавняя авария стратегического ракетоносца Ту-95, возможной причиной которой называется некачественное топливо) говорит о том, что необходимо срочно проводить изменения в отрасли. В своем письме депутат заявил, что некачественное топливо и раньше становилось причиной авиакатастроф, а поставка такого топлива для нужд Вооруженных сил России является вопросом национальной безопасности. “Куда дальше, если у нас атомные ракетоносцы могут быть заправлены некачественным топливом? Понятно, что пассажирские авиалайнеры тем более могут быть заправлены таким же некачественным топливом. Только у пассажиров нет парашютов, – замечает Нилов. – Пришло время, когда нужно окончательно решить этот вопрос. Выгнать торговцев некачественным дорогим авиационным керосином из армии и всех гражданских аэропортов”, – цитирует Нилова “Агентство нефтегазовой информации”. “В настоящее время поставщиками авиатоплива для Вооруженных сил РФ выступает ряд компаний, часть из которых – частные. Данная ситуация характеризуется погоней за прибылью, а также наличием фактора слабой защиты от диверсий и террористических угроз. В этих условиях невозможно гарантировать качество авиатоплива”, – сказано в письме.
Зампредседателя фракции “Справедливая Россия” также просит Медведева Госдуме предоставить информацию о конкретных производителях и транспортировщиках авиационного топлива для ТУ-95МС.
Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов согласился с тем, что сейчас топливная отрасль в авиации переживает не лучшие времена. Он считает, что есть проблемы с завышением цен, от чего серьезно страдают гражданские пассажирские линии.
Первый зампред комитета ГД по промышленности Владимир Гутенев (“Единая Россия”) считает введение государственной монополии на авиационное топливо избыточной мерой, потому что конкурентная среда формирует более низкие цены, а рыночные механизмы остаются одними из основных, которые должны повышать конкурентоспособность нашей экономики.
С начала лета в России разбились или совершили аварийную посадку 7 боевых самолетов. Наибольшим резонансом сопровождалась катастрофа с участием стратегического ракетоносца Ту-95, у которого 14 июля на взлете отказали 3 двигателя их 4 (по некоторым источникам отказали все 4). Экипаж самолета – 7 человек – успел покинуть аварийный борт, однако в живых остались только 5 пилотов. Несмотря на претензии российских думцев к частным поставщикам авиатоплива, одним из лидеров рынка является “Роснефть” в лице своей “дочки” ООО “РН-Аэро”. По информации, размещенной на официальном сайте компании, в 2013 г. общий объем производства авиатоплива на 9 предприятиях “Роснефти” составил 3,0 млн. т. В 2014 г., после подписания партнерского соглашения с British Petroleum, поставки авиатоплива дочерней структурой “Роснефти” составили 3,4 млн. т. Стремление части Госдумы ввести госмонополию на поставки авиатоплива (как минимум для ВВС РФ) может быть лоббированием интересов “Роснефти”. Руководитель госкомпании Игорь Сечин славится стремлением к монополизации поставок всех видов топлива государственным структурам РФ “Роснефтью”, а также к вытеснению частных компаний-конкурентов с перспективных нефтегазовых месторождений. Как показали события последнего времени, в стремлении решить за чужой счет финансовые проблемы “Роснефти”, соратник президента России не прочь убрать с Мурманского шельфа даже “Газпром”.
Еще одна дочерняя структура “Роснефти” – “ТНК Идастриз Украина” – поставляет авиатопливо для Украины. Компания занимается оптовыми поставками нефтепродуктов в Украину, в т. ч. авиатоплива “в крыло” в аэропортах “Борисполь” и “Жуляны”. Оперирует парком собственных топливозаправщиков. Поставками топлива в аэропорт “Одесса” занимается компания “ЛУКойл Авиэйшн Украина”, против которой Одесское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины открыло дело по обвинению в завышении цен. В мае международный аэропорт “Одесса” перешел на заправку самолетов авиатопливом марки Jet A-1, самостоятельно импортируемым из Болгарии. Отказ от услуг “внутренних поставщиков” позволил одесситам снизить стоимость топлива на 6-7 тыс. грн./т. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)