Белорусские производители и экспортеры нефтепродуктов с декабря 2015 г. не осуществляет отгрузку авиатоплива в Украину из-за действий украинских таможенников в отношении поставок компании “БНК-Украина”. Запрет на поставки РТ в Украину будет действовать до разрешения конфликта в суде, рассказали импортеры авиатоплива.
Поводом для остановки поставок реактивного топлива стали судебные решения, направленные на удовлетворение требований ГФС по начислению повышенного акциза путем переведения продукта из категории “топливо для реактивных двигателей” в группу “бензины специальные” в подгруппе “легкие дистилляты”. Импортера вынуждают платить акциз не EUR23/т, а EUR202/т (ставки по состоянию на 2015 г.), что делает этот товар на рынке неконкурентоспособным.
Согласно ряду решений житомирских судов, размещенных в едином госреестре, в феврале 2015 г. “БНК-Украина” выполняла поставку РТ производства ЗАО “Нафтан”. Из очередной партии авиатоплива, поставленной по долгосрочному контракту, была отобрана проба и специализированная лаборатория ГФС заключила, что 90% продукта перегоняется при температуре 209 градусов при норме для легких дистиллятов в 210 градусов. Одновременно контрольная проба была признана лабораторией “МАСМА” соответствующей паспорту качества. К аналогичному выводу пришел и Львовский научно-исследовательский институт судебных экспертиз. Это позволило суду первой инстанции признать правомерность требований нефтетрейдера. Однако Житомирский апелляционный суд своим решением от 1 февраля 2016 г. отверг выводы “МАСМА” и судебной экспертизы и вновь признал несоответствие продукции. Таким образом, возвращение авиатоплива из Беларуси на украинский рынок отсрочено на неопределенный период. Теперь “БНК-Украина” будет обжаловать решение в Высшем админсуде.
Главный критерий различия понятий “легкие дистилляты” и “средние дистилляты” – процент содержания объема продукта, который перегоняется при температуре 210°C. Если при температуре 210° C перегоняется 90% нефтепродукта и более, то это “легкие дистилляты”, если же при этой температуре перегоняется менее 90% нефтепродуктов, то это “средние дистилляты”.
Первые манипуляции лабораторий налоговых служб в сфере исследований качества реактивного топлива начались в 2011 г. во времена руководства таможенной службой Игорем Калетником и сразу обозначили цель данных нововведений – вымогательство взяток с целью растаможки авиатоплива по пониженной ставке акциза. По словам поставщиков, негласный тариф составляет EUR8-10 с тонны ввозимого объема. Кроме того, данный товар переквалифицировался в уайт-спирит, что впоследствии создавало проблемы с его реализацией потребителям авиатоплива.
В сентябре 2015 г. подобные проблемы возникли у поставщиков авиатоплива разного производства. Так, независимая экспертиза топлива марки Jet A-1 из Болгарии, произведенного международным сюрвейером SGS, показала содержание ароматических углеводородов в объеме 11-12%. В то же время лаборатория ГФС выявила 34% (норма 20%).
В 2015 г. половина рынка авиакеросина наполнялась по импорту (всего 113 тыс. т). На белорусский продукт пришлись 96,2 тыс. т (85%). В связи с прекращением белорусского импорта рынок переориентировался на более затратные морские поставки. За счет импорта на данный момент обеспечиваются и потребности ВСУ. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)