Согласно данным информационно-аналитического центра “Кортес”, биржевые и оптовые цены на моторное топливо за прошедшую неделю снизились впервые с начала года. До этого цены постоянно росли. Эксперты считают, что вряд ли стоит ожидать существенного снижения в рознице.
На Аи-92 в опте стоимость тонны бензина упала на 290 руб. до 37,9 тыс. руб., на бирже – на 773 руб. (почти до 37,5 тыс. руб.). На Аи-95 цены также снизились, но меньше: в опте – на 21 руб. (почти до 40,2 тыс. руб.), на бирже – на 125 руб. (до 39,8 тыс. руб./т). Снижение было зафиксировано впервые с начала года. До этого цены оптового и биржевого сегментов показывали постоянный рост, увеличившись в среднем на 20%, в то время как розница выросла всего на процент. Сегодня средние цены за литр Аи-92 в России составляют 34,5 руб., Аи-95 – 37,3 руб.
Предыдущий тренд обеспечивали несколько факторов. Во-первых, это январское и апрельское повышения акцизов. С 1 января ставка акциза на бензин Евро-5 увеличилась до 7,53 тыс. руб./т против 5,53 тыс. руб./т в 2015 г., а на не соответствующий пятому классу бензин – до 10,5 тыс. руб./т против 7,3 тыс. руб./т. Кроме того, по инициативе Минфина с 1 апреля акцизы на бензин повысились: на Евро-5 – до 10,13 тыс. руб./т, а на бензин, не соответствующий пятому классу, и прямогонный – до 13,1 тыс. руб. Во-вторых, в начале года в стране наблюдались спад производства и рост экспорта, поэтому оптовики стали в больших объемах закупать нефтепродукты. Так, по данным ЦДУ ТЭК, в январе наблюдалось падение производства бензинов в стране на 6,1% к январю 2015 г. За январь-февраль 2016 г. – на 3,6% к показателям предыдущего года. Кроме того, на цены оказывало влияние ожидание весенне-летних ремонтных работ на НПЗ. Эксперты опасались, что вслед за оптом и биржей розничные цены также пойдут вверх. Но этого не произошло.
Как и планировало Минэнерго, на сегодня товарные остатки бензинов составляют свыше 2,1 млн. т – необходимый объем для прохождения ремонтных работ на НПЗ. Об этом рассказал руководитель управления регулирования ТЭКа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин. По его словам, за последний месяц антимонопольная служба провела ряд встреч с представителями нефтяных компаний. “Мы контролируем ситуацию. Перед нами стояла задача урегулировать вопрос с экспортом и восстановлением производства. Этой цели мы достигли. Поэтому наблюдаем сегодня падение цен в биржевом и оптовом сегментах”, – отметил собеседник. Однако, по его словам, не стоит полагать, что вслед за этим следует ожидать снижения цен в рознице. «Скорее падение стоимости топлива на бирже и в опте будет сдерживающим фактором для недопущения роста цен на заправках. Мы нарастили достаточный запас прочности для прохождения ремонтных работ на НПЗ. Кроме того, маржинальность на АЗС сегодня достаточно комфортная для участников розничного бизнеса, чтобы они не повышали цены», – добавил Дмитрий Махонин.
Кроме того, по данным ИАЦ “Кортес”, импорт белорусских бензинов вырос во второй половине марта в 20 раз и составил 72,515 тыс. т, что соответствует среднемесячному объему поставок. По оперативным данным ФТС России, поставки произведенного на НПЗ Беларуси автомобильного бензина в РФ с 1 января по 15 марта составили 32,9 тыс. т, в то время как на 2016 г. индикативным балансом союзного государства предусмотрены поставки 1,0 млн. т.
По словам вице-президента Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Михаила Тем-ниченко, на бирже отмечается рост объемов продаж. Поэтому цена и снижается. «Рынок залит топливом. Но снижения розничных цен ждать не стоит, ровно как и роста», – добавляет глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.
После увеличения акцизов в Миэнерго, Минфине и ФАС отмечали, что в целом по году ожидают роста цен на топливо в пределах инфляции. (Нефть России/Химия Украины и мира)