Ввод нового ГОСТа для дорожных битумов с 1 сентября 2016 г. может привести к его серьезному дефициту, сообщается в протоколе выездного совещания, проведенного Минэнерго в Санкт Петербурге в апреле. Во встрече принимали участие крупные нефтяные компании.
В документе отмечается, что российские нефтеперерабатывающие заводы не готовы к производству дорожного битума по новым стандартам. ГОСТ 33133-2014 был утвержден Евразийской экономической комиссией в конце декабря 2015 г. Выпуск битумов по новому стандарту является добровольным. Тем не менее, соответствие ГОСТу может стать условием для участия в тендерах на поставки битума, которые проводят “Росавтодор” и “Автодор”.
На совещании компании обсуждали целесообразность введения новых требований, а также обращали внимание на отсутствие переходного периода, во время которого можно было бы провести модернизацию производств для выпуска битума по новым стандартам.
В “Роснефти” сочли, что “новый стандарт предъявляет завышенные требования к качеству нефтяного дорожного битума, которые не имеют отношения к безопасности дорог”. Компания предложила сохранить в перечне стандартов оба ГОСТа. Представители “Башнефти” предлагают оценить технические возможности перехода на новый ГОСТ с учетом окупаемости затрат и сроков модернизации нынешних производств, а также не самой благоприятной конъюнктуры рынка. В компании отметили, что переходный период, в течение которого могут действовать оба стандарта, мог бы быть установлен до начала 2018 г. В “ЛУКойле” сообщили, что компания остановила производство битума по старому ГОСТу на “Пермнефтеоргсинтезе” и рассматривает возможность организовать выпуск продукта по новому стандарту на других заводах. В “Газпром нефти” рассказали, что производство битума по новому ГОСТу начнется в I квартале 2017 г. на Омском НПЗ, возможность выпуска на Московском НПЗ и “Славнефть-ЯНОСе” пока только прорабатывается.
В Минэнерго подсчитали, что компаниям необходимо не менее 2,5 млрд. руб. для модернизации битумных производств. В материалах ведомства отмечается, что “низкая экономическая привлекательность реализации проектов модернизации битумного производства” и сокращение возможностей по доставке и отгрузке битума “наиболее вероятно приведет к изменению корзины нефтепереработки и остановке битумных производств”.
Источник, знакомый с ходом совещания, сообщил, что в настоящий момент возможность производить битум по новому стандарту есть у Новошахтинского НПЗ. В 2014 г. предприятие построило битумную установку и теперь пытается обеспечить ее загрузку. Завод входит в некоммерческое партнерство “Росбитум”, которое активно лоббировало введение нового ГОСТа.
По результатам совещания Минэнерго предложило еще раз обратиться в Минтранс, чтобы ведомство проанализировало объемы спроса на битум, в том числе по новому ГОСТу, и рассмотрело возможность использования двух стандартов.
ФАС и Минэкономразвития также не поддерживают инициативу Минтранса. ФАС поддерживает идею об использовании обоих ГОСТов, в Минэкономразвития считают, что необходимость модернизировать НПЗ несет риски необоснованных и значительных издержек. (Rcc/Химия Украины и мира)