Ряд операторов рынка имеет намерение обжаловать в Антимонопольном комитете Украины (АМКУ) и тем самым отменить или перенести назначенный на 29 апреля тендер “Укрзализныци” на закупку 50 тыс. т дизтоплива, OilNews сообщили участники рынка. По их мнению, утвержденная центром обеспечения производства ПАО “Укрзализныця” (ЦОП) формула закупочной цены содержит дискриминационные нормы и не учитывает всех рациональных предложений, высказанных поставщиками при открытом обсуждении со специалистами УЗ 7 апреля и закрепленных в письменном виде.
Основные претензии касаются наличия двух разных формул расчета цены для резидентов и нерезидентов, что дает преимущество последним. “Для резидентов выставлено условие поставки на внутреннюю станцию для дальнейшей передачи “Укрзализныце”, тогда как для нерезидента все ограничивается поставкой до границы, что всегда дешевле”, – говорит один из участников рынка. Он также обращает внимание на возникающие при работе с нерезидентами риски, связанные с необходимостью приобретения “Укрзализныцей” валюты. “В отдельные периоды колебания курса достигают полутора гривен за доллар. По какому курсу “Укрзализныця” купит валюту? Это колоссальные цифры и большое поле для коррупции”, – говорит крупный трейдер. По его мнению, все поставщики – резиденты и нерезиденты – должны находиться в равных позициях и иметь одинаковые условия поставки, например, DAP. Также трейдеры высказали недовольство неполным списком котировок, которые ЦОП предлагает учитывать для определения средней котировки в формуле. По их словам, в частности, в предложенном перечне нет котировок, по которым происходит ценообразование на белорусское дизтопливо, занимающее более половины рынка Украины.
Впервые тема перехода на формульное ценообразование при закупках нефтепродуктов для “Укрзализныци” была поднята в 2015 г. в связи с массовыми злоупотреблениями менеджмента железнодорожной монополии, который неоднократно был замечен в сговоре с отдельными поставщиками. Наиболее иллюстративным в этой связи стал февральский тендер ЦОП, когда победу одержала компания “Вог Аэро Джет” с ценой 13959 грн./т, которая на момент проведения конкурса была значительно ниже рыночных предложений. Однако в течение недели после подписания договора с ЦОП цена была повышена в два этапа на 21% до 16850 грн./т, что превышало рыночный уровень цен, отслеживаемый независимыми котировальными агентствами. Данная повышенная цена продержалась фактически месяц, после чего была снижена до 16700 грн./т, что также ближе к предельным рыночным значениям. Данные ценовые ориентиры строятся на справках, выдаваемых госпредприятием “Держзовнишинформ” и другими ведомствами, которые также подвержены коррупционному влиянию.
“Укрзализныця” объявила о закупке 50 тыс. т дизельного топлива с использованием формульного ценообразования 29 апреля. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)