Центр обеспечения производства ПАО “Укрзализныця” (ЦОП) перенес на 27 мая назначенный на 20 мая тендер по закупке 50 тыс. т дизельного топлива, а также снова отменил переход на формульное ценообразование. “Они боятся, что торги по формуле снова опротестуют”, – рассказал источник, пожелавший остаться неизвестным.
По его данным, такими же мотивами ЦОП руководствовался и при проведении предыдущего тендера на 50 тыс. т ДТ (5 лотов по 10 тыс. т), который прошел 13 мая. Победителями стали 3 компании: “Элемент” – 1 лот по 16995 грн./т, ОККО – 18504 и 18900 грн./т, WOG – 2 лота по 19500 грн./т. В торгах также принимала участие компания “Трейд Коммодити” с предложением 19980 грн./т. Как показывает мониторинг “Консалтинговой группы А-95”, заявленные цены по лоту “Элемента” намного ниже, а по 3 из 5 лотов (один лот ОККО и оба лота WOG) ощутимо выше рыночных, которые на дату проведения торгов составляли 17460 грн./т, а на 19 мая – 18110 грн./т.
“Мы прогнозируем дальнейший рост цен в связи с мировой конъюнктурой, но в любом случае на день поставки будем ориентироваться на рыночный уровень, даже если для этого будет необходимо снизить заявленную нами на тендере цену”, – заявил представитель ОККО, попросивший об анонимности.
С высокой долей вероятности можно ожидать, что компания “Элемент” будет вынуждена отказаться от тендерного предложения в связи с резким ростом закупочных цен в середине мая. В таком случае данный лот перейдет к WOG как обладателю наиболее низкого ценового предложения среди участников торгов. Также необходимо отметить изменение тактики участия в торгах компании WOG, которая в феврале выиграла “железнодорожный” тендер на 100 тыс. т с ценой ниже рынка, однако впоследствии несколько раз повышала ее до уровня выше рынка в рамках существующей процедуры. Заявленная WOG цена на торгах 13 мая – изначально намного выше рыночной.
Переход на формульное ценообразование при закупках дизельного топлива обсуждается “Укрзализныцей” уже год в связи с постоянным фиксированием случаев закупок нефтепродуктов по завышенным ценам. Нынешнее ценообразование фактически строится на ценах внутреннего оптового рынка, которые в справочном порядке предоставляются госкомпанией “Держзовнишинформ” (ДЗИ). При этом справочные цены ДЗИ традиционно ощутимо выше котировок, составляемых независимыми мониторинговыми организациями, что приводит к завышению закупочных цен для “Укрзализныци”.
7 апреля 2016 г. ЦОП провел “круглый стол” с участниками и экспертами топливного рынка на тему перехода на формульное ценообразование при закупках дизельного топлива. После нескольких итераций формула была включена в тендерные предложения, однако так и не заработала. По имеющимся данным, одной из причин является отсутствие у “Укрзализныци” подписки на котировки агентства Platts, которые лежат в основе разработанной формулы. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)