Казахстанцы начали ощущать дефицит дизельного топлива с начала июля, к середине месяца ситуация достигла критической отметки. В частности, на АЗС Алматы практически полностью исчез из продажи этот вид топлива.
В Министерстве энергетики РК подчеркнули: “Предпосылки для возникновения дефицита отсутствуют”. Там объяснили, что Минэнерго на основании п. 11 и п. 14-2 ст. 7 Закона “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов” утверждает план поставок нефтепродуктов в регионы республики, предварительно согласованный с акиматами областей и городов Алматы и Астана. Ежемесячное распределение дизельного топлива ведется по следующему принципу: сельхозтоваропроизводители (в приоритетном порядке, в период весенне-осенних полевых работ); АО “Локомотив” (подвижной состав АО “НК “КТЖ”); акиматы (объем, оставшийся после распределения сельхозтоваропроизводителям и АО “Локомотив”. При этом приоритет отдается поставкам дизельного топлива для проведения полевых работ, что предусмотрено вышеупомянутым законом.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 10 этого закона, акиматы самостоятельно составляют годовой прогноз потребления нефтепродуктов, на которые установлено госрегулирование цен. По данным министерства, ежегодное потребление дизельного топлива в республике составляет в среднем 4,5 млн. т. Суммарная допустимая мощность казахстанских НПЗ по первичной переработке составляет 14,5 млн. т нефти в год.
Несмотря на дефицит топлива, НПЗ республики, как заверили в ведомстве, работают и загружены в штатном режиме, в среднем перерабатывают 42 тыс. т нефти в сутки. Отгрузка нефтепродуктов с НПЗ осуществляется своевременно в соответствии с представленными заявками.
Однако, как сообщил источник из энергетической отрасли, на нефтебазах Алматы хранится почти 10 тыс. т дизеля, который владельцы АЗС не спешат продавать потребителям. Еще столько же скопилось в Алматинской области. Этого объема топлива хватит региону на месяц. Отвечая на вопрос о том, ожидать ли повышения цен на дизтопливо и бензин, в пресс-службе ведомства сообщили: “Министерство энергетики РК в данный момент изучает этот вопрос”.
Основания для повышения цены на дизтопливо есть. По данным ведомства, закупочная цена дизельного топлива из РФ равна 128 тенге/л без учета налогов. На казахстанских АЗС оно сегодня продается по 99 тенге/л.
Директор ТОО “OilGasProject” Жарас Ахметов объяснил: «Цена на дизельное топливо и бензин АИ-80 официально регулируются Минэнерго. Однако, скорее всего, цену сдерживают на все виды ГСМ. Если бензин АИ-92 не меняется в цене больше полугода, то, надо полагать, государство вмешивается в ценообразование. Все, что пользуется спросом и на что искусственно сдерживается цена, всегда оказывается в дефиците. Предсказывать изменение цен на ГСМ невозможно, так как это вопрос не столько экономический, сколько социально-политический». (forbes.kz/Химия Украины и мира)