Покупатели не могут принять нефть, которая находятся в танкерах, курсирующих у китайских берегов. Проблема заключается в том, что частные нефтеперерабатывающие заводы в Китае – “самовары” – не получили от правительства квоты на импорт на 2017 г. Это может оказать негативное воздействие на рынок энергоносителей.
В 2016 г. независимые НПЗ активно покупали нефть за рубежом и сыграли важную роль в увеличении экспорта сырья. Так, год назад Саудовская Аравия впервые стала работать со спотовыми рынками благодаря значительным закупками сырой нефти, которую осуществляли независимые НПЗ КНР. Но сегодня они не могут получить прибывший к ним товар, вблизи восточного побережья провинции Шаньдун, где сосредоточено большинство “самоваров”, дрейфует множество танкеров.
Не исключено, что частные НПЗ получат квоты на импорт в ближайшие дни, но сейчас не ясно, что станет с нефтью, которая находится у китайских берегов. К тому же весьма вероятно, что “самовары” утратят то влияние на рынке нефти, которое им удалось обрести в 2016 г. – китайское правительство отказало им в экспорте готового топлива в 2017 г., а внутренний рынок перенасыщен. Между тем, в 2016 г. частные предприятия покупали в среднем по 923 тыс. барр. сырой нефти в сутки, или почти весь объем экспорта Саудовской Аравии в азиатский регион.
“Получив лицензию на импорт от центрального правительства, китайские “самовары” сформировали новый сегмент спроса на азиатском рынке нефти”, – отмечает Джон Дрискол, старший стратег в JTD Energy Services Pte, который более 30 лет торговал сырой нефтью и бензином в Сингапуре. Однако помимо инфраструктурных проблем, связанных с транспортировкой нефти из порта Циндао, у них могут возникнуть новые трудности, связанные с получением разрешений от регулятора, с кредитами и обострением геополитической обстановки. “Удачная возможность может исчезнуть так же быстро, как появилась”, – отмечает эксперт.
Частные НПЗ начали получать лицензии на импорт иностранной нефти в 2015 г. в рамках попыток государства стимулировать частные инвестиции в энергетическую отрасль Китая. Ранее независимым заводам приходилось полагаться на поставки государственных нефтяных компаний, таких как PetroChina и Sinopec.
По итогам 2016 г. объем ввозимой в КНР нефти вырос до 763 млн. барр./сут. (б/с) в основном за счет стремительного роста активности “самоваров”. Этот спрос также стал одним из факторов, способствовавших восстановлению цен после самого масштабного падения цен на нефть, которое началось летом 2014 г. Но затем власти начали «закручивать гайки» тем, кто рискнет нарушить правила. По словам осведомленных анонимов, суда с сырой нефтью у берегов провинции Шаньдун не могут разгрузиться в терминалах порта, потому что они не прошли таможенный контроль. Министерство торговли Китая воздержалось от комментариев по квотам на импорт.
“Китайское правительство ужесточает надзор, поскольку рост импорта сырой нефти, спровоцированный покупками частных НПЗ, привел к возникновению ряда проблем, в частности, некоторые недобросовестные импортеры используют ввозимую нефть, чтобы уклоняться от выплаты налогов”, – поясняет Жан Цзоу, аналитик сырьевого рынка в ICIS-China. “Китай, безусловно, не откажется от своей политики постепенной либерализации нефтяного рынка, но ему также нужно пересмотреть, оценить и устранить некоторые возникшие в связи с этим проблемы”.
На торгах 12 и 13 января цены на нефть росли благодаря статистике, показавшей рост импорта нефти Китаем и рекордные продажи новых автомобилей на внутреннем рынке КНР по итогам 2016 г. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)