“Газпром” в 2016 г. продемонстрировал рекордные показатели поставок в европейские страны, продав 153 млрд. куб. м газа (без учета Турции и стран Балтии), следует из данных газотранспортных операторов. По сравнению с 2015 г. объем поставок вырос на 14%, российский газ смог обеспечить почти две трети прироста импорта трубопроводного газа в ЕС. Норвегия, второй по величине поставщик, продала 107 млрд. куб. м (примерно на уровне 2015 г.), тогда как Алжир и Ливия поставили 38,5 млрд. куб. м, причем поставки Алжира (34 млрд. куб. м) выросли на 50%.
Хотя точных данных о поставках СПГ в Европу пока нет, собеседники сходятся во мнении, что они немного снизились по сравнению с уровнем 2015 г. (около 56 млрд. куб. м). Этот результат оказался неожиданным, поскольку на фоне профицита предложения на рынке подавляющее большинство аналитиков ожидало, что в 2016 г. поставки СПГ вырастут.
Наибольший провал в них год к году произошел в IV квартале, когда на фоне резко выросших цен в Азии СПГ-грузы были переправлены туда. Цены увеличились, потому что вторая линия австралийского СПГ-завода Gorgon мощностью 5,2 млн. т, пуск которой ожидался в конце 2015 г., была пущена в октябре 2016 г., а в декабре вновь остановилась на ремонт вместе с первой линией аналогичной мощности. Как отмечают собеседники на рынке, масштабный выход новых СПГ-проектов был смягчен из-за многочисленных задержек и неполадок. Вторая линия австралийского проекта APLNG (4,5 млн. т) также заработала только в октябре, на полгода позже запланированного срока. Девятая линия малайзийского СПГ-завода (3,6 млн. т) начала производство в сентябре после полугодовой задержки. Что касается американских проектов, то в 2016 г. вышли две линии Sabine Pass (по 4,5 млн. т), в 2017 г. должна заработать третья линия. Этим вводы мощностей в США в 2017 г. ограничатся, поскольку акционеры проекта Cameron LNG перенесли его старт на полгода – на II квартал 2018 г.
Таким образом, несмотря на рост спроса в Европе и ценовую конкурентоспособность российского газа, очень комфортное положение “Газпрома” на этом рынке в 2016 г. было обеспечено во многом разовыми факторами. После того, как новые австралийские проекты решат технические проблемы и начнут стабильные поставки китайским потребителям, катарский СПГ, ушедший в Азию, вполне может вернуться на европейский рынок.
“В целом, если посмотреть на рынок СПГ, очевидно, что он продолжает оставаться рынком покупателя”, – отмечает Роман Казьмин из ICIS. По его мнению, текущий рост спотовых цен в Азии до $10/MBTU является временным, вскоре цены снизятся. Другое дело, добавляет аналитик, что, как показал 2016 г., при серьезном снижении цены на СПГ на товар сразу находятся новые потребители, поэтому потенциал падения цен ограничен. (Rcc/Химия Украины и мира)